Божественная комедия



Узнаешь все, что ждет тебя вперед.

Теперь же продолжать ты станешь

 

169 Со мною путь». И влево он идет.

В глубь города мы стали удаляться

От мрачных стен и городских ворот

 

172 И начали к долине подвигаться,

Где стали перед нами в этот час

Густые испаренья подниматься.

 

175 В долину ту тропинка шла, крутясь.

 

 

Песня одиннадцатая

 

 

Путники вступают в отвратительное место, где носятся зловонные испарения. Они желают скрыться от них за каменной гробницей папы Анастасия, совращенного еретиком Фотином. Вергилий объясняет Данте степени наказаний в разных кругах и праведное распределение грешников.

 

 

1 Мы шли вдоль по обрыву мимо скал,

Поверженных, как каменные трупы,

И подошли к вертепу: изрыгал

 

4 Он из себя зловония, – и группы

Проклятых душ стонали в нем. Мы шли,

Хватаясь за гранитные уступы,

 

7 И так как выносить мы не могли

Зловонных испарений, то спасенье

За каменной гробницею нашли.

 

10 Где надпись увидали в то мгновенье:

«Здесь папа Анастасий заключен,

Что был введен Фотином в искушенье»{55}.

 

13 «Кругом весь воздух смрадом заражен,

И медленней мы будем подвигаться,

Чтоб к смраду понемногу приучен

 

16 Был ты и я: не станет он казаться

Нам столько отвратительным потом», –

Так молвил мне учитель. «Может статься, –

 

19 Я возразил, – пока вперед идем,

Ты что‑нибудь расскажешь мне дорогой?»

«Да, и теперь я думаю о том», –

 

22 Я услыхал поэта голос строгий.

Он продолжал: «Смотри, мой сын, вокруг

(И слушал я его с большой тревогой):

 

25 В три яруса идет за кругом круг

Средь этих скал, один другого шире.

И каждый круг – обитель вечных мук

 

28 Для падших душ в подземном этом мире,

Но чтоб тебе, взглянув на них, понять,

Что в Небе, в голубом его эфире

 

31 Пощады им вовек не прочитать, –

Я расскажу, за что их заключили:

Ужасней зла не можем мы назвать,

 

34 Как ближнего обида. Доходили

До этой цели ложью иногда.

Иль вред через насилье наносили

 

37 И ближних обирали без стыда.

За этот грех нет в Небесах прощенья.

Обман – порок людей и был всегда

 

40 Караем Богом он без сожаленья,

И каждый злой обманщик, каждый тать

Повержен в самый страшный Ад мученья,

 

43 Куда не сходит Божья благодать.

Знай: в первый круг попали души мрака,

Виновные в насилье, но опять,

 

46 Так как насилье может быть трояко,

То на три части делится тот круг,

С тройным различьем в грешниках, однако.

 

49 Насилие людских сердец и рук

Бывает против ближних, против Бога

И против жизни собственной. Вокруг

 

52 Увидишь ты таких пороков много:

Убийство, грабежей ночных позор.

Вот первый круг, где наказуют строго

 

55 Насилье против ближних: гнусный вор,

Убийца злой, не пощадивший друга,

В вертепе том томятся с давних пор.

 

58 А во втором подразделенье круга

Самоубийц и мотов скорбный ряд,

Всех посягнувших смело, без испуга,

 

61 На жизнь свою, – их поглощает Ад –

Иль на свое богатство, достоянье,

И проливавших слез кровавых яд

 

64 В те дни, когда любовь и ликованье

Должны бы были в сердце обитать…

А те преступно жалкие созданья,

 

67 Что стали имя Бога отвергать,

Богохуля, природу оскорбляют,

Те в меньшем круге стали обитать.

 

70 На проклятом челе их замечают

Клеймо неизгладимое почти

Содома и Кагора{56}. Но бывают

 

73 Грехи другого рода, и найти

Их можем мы в другом подземном круге.

Запомни те грехи и перечти:

 

76 Грех сводничества, льстивости услуги,

Татьба, и святотатство, и подлог,

Ложь всякая, когда уж друг о друге

 

79 Забыли люди думать, и порок

Для них стал всякой доблести заменой.

Есть грех еще – он страшен и жесток –

 

82 Он – смерть любви: зовут его изменой.

В одной из самых низших адских сфер,

Где стало средоточие Вселенной,

 

85 Где восседает грозный Люцифер,

Обречена измена вечной казни,

Чтоб казни той был памятен пример».

 

88 «Учитель, – я сказал не без боязни, –

Ты верное понятие мне дал

О пропасти греха и неприязни,

 

91 Но ты еще не все мне рассказал.

Я видел много грешников сраженных,

Которых страшный дождик бичевал,

 

94 Толпу теней в болото погруженных,

Гонимых ветром, с скрежетом зубов,

Хулящих Небо, мрачных, исступленных,

 

97 И я о них спросить тебя готов:

Когда над ними кара тяготеет,

То почему ж за мерзость их грехов

 

100 В тот град, что постоянно пламенеет, –

Не заключили их?» Он отвечал:

«Ужель твой ум в безумии темнеет?

 

103 Иль рассуждать ты здраво перестал?

Философа забыл ты наставленье{57},

Который так грехи подразделял:

 

106 Невоздержанье, злобы прегрешенье

И скотобесье. Первый самый грех

Не столько оскорбляет Провиденье

 

109 И потому слабей казнится всех

Других грехов. Когда поймешь ты это,

То ясно разгадаешь участь тех

 

112 Погибших душ, отторженных от света,

Которых Бог карающий щадил

В сиянье бесконечного привета

 

115 И в высшие круги их поместил,

Где легче казнь и где сносней мученья».

Невольного восторга я не скрыл:

 

118 «Ты – солнце, возвращающее зренье!

Ответ твой каждый счастье мне несет,

И мне полезно самое сомненье,

 

121 Как знание: я вижу в нем оплот…

Еще один вопрос мне разреши ты,

Который мне покоя не дает:

 

124 За что пути к спасению закрыты

Мздоимцам? Вот что хочется мне знать…»

«Нас учит философия – пойми ты, –

 

127 Что мы должны в природе уважать

Божественного разума начало

С его искусством; можно доказать

 

130 По книгам, что искусство подражало

Природе всей: так робкий ученик,

Изведавший науку слишком мало,

 

133 Копировать учителя привык.

Искусство от Небес родится тоже,

Как внук от деда. Двойственный родник –

 

136 Искусства и природы – нам дороже

Всех родников, и в нем лишь почерпать,

В своей душе сомненья уничтожа,

 

139 Мы можем жизнь и жизни благодать.

Мздоимец же идет другой дорогой.

Природу он лишь может презирать,

 

142 В искусстве не находит школы строгой,

Нуждается в опоре он иной,

И грудь его полна другой тревогой.

 

145 Однако в путь; иди теперь за мной.

На горизонте, вижу я, явилось






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *