Камикадзе: пилоты-смертники



 

К какой бы группировке, фракции или тайному обществу ни принадлежали молодые офицеры, все они старались подстегнуть правительство к развязыванию большой войны. С оружием в руках военные поднимали мятежи, убивали высших чиновников. С 1912 по 1941 год в Японии от рук заговорщиков погибли шесть премьер-министров и немало других политиков. Подобное неповиновение, основанное на патриотических мотивах, получило название «гекокудзё».

Самое массовое выступление произошло на рассвете 26 февраля 1936 года. В этот день около полутора тысяч солдат и офицеров предприняли попытку совершить переворот под лозунгом «Почитать императора — уничтожить негодяев» («Сонно кокан»). Путч молодых офицеров продолжался четыре дня. Заговорщики убили десяток видных политиков, устроив настоящую охоту за некоторыми из них. Они заняли правительственные учреждения, в том числе здание министерства обороны.

 

В своем манифесте «Великая цель» мятежники писали: «С глубоким почтением мы считаем, что основа божественности нашей страны заключается в том факте, что нации предопределено распространяться под управлением императора до тех пор, пока она не покорит весь мир… Совершенно очевидно, что наша страна находится на грани войны с Россией, Китаем, Великобританией и Америкой, которые хотят сокрушить землю наших предков. Мы поднялись сейчас для того, чтобы уничтожить лживых и не преданных людей, окружающих императорский трон и препятствующих проведению курса настоящих реформ…» Наконец вмешался император, повелев прекратить мятеж. Поскольку заговорщики действовали в интересах трона, то их наказание не было суровым. Военный трибунал заседал один час, приговорив пятнадцать человек к расстрелу и разослав остальных по отдаленным гарнизонам.

 

Уже к началу XX века японская армия превратилась в мощную силу, которая в течение многих лет управляла судьбой нации. Это произошло потому, что армия формировалась на основе послушного в своей массе сельского населения. Начиная с 1910 года высшие офицеры вроде генерала Танака Гиити создали или приспособили четыре крупные организации для распространения националистической идеологии и милитаризации страны. В этом смысле тысячи японских деревень должны были использоваться как своеобразные армейские сельские ячейки.

 

Самой важной из этих организаций являлась Императорская военная резервная ассоциация («Тейкоку заи-го гундзинкай»), основанная в 1910 году. К 1936 году она уже насчитывала 14 тысяч отделений и объединяла 3 миллиона членов в возрасте от 20 до 40 лет.

Танака и другие генералы помогли становлению в 1915 году Японского Союза молодежи («Дайнихон сей-нендан») и Японской женской ассоциации национальной обороны («Дай ниппон кокубо фудзинкай») в 30-е годы. Эти организации, насчитывавшие 9-10 миллионов человек, учредили свои отделения в каждой деревне. В итоге к середине 30-х годов военные и патриотические идеалы занимали важное место в крестьянской шкале ценностей. Усилия по укреплению связи военщины с сельскими общинами во многом основывались на идее национального единства. Однако японскому генералитету были нужны не только «гражданские солдаты». Их целью являлась мобилизация всего населения страны при вступлении Японии в эру тотальной войны.

Танака и Угаки основали отделения организаций в каждом селении и в каждой деревушке. Тех, кто не соглашался с их политикой, подвергали остракизму. Как правило, руководителями милитаристских организаций на местах становились старейшины общин и их самые авторитетные члены. Они получали необходимые средства для работы организаций из местных источников и, используя общественное мнение, добивались практически 100-процентной регистрации кандидатов.

 

Отделения местных военных организаций выполняли свои специфические обязанности в тесной связи с традиционными общинными заботами. К 30-м годам они настолько тесно интегрировались в жизнь селений и деревушек, что лояльность к армии и лояльность к деревне стали рассматриваться как синонимы, а мировоззрение военнообязанных представляло собой сочетание деревенских, религиозных, семейных, воинских и национальных ценностей, среди которых главную роль играло почитание императора. Знание того места, которое занимал император в мировоззрении довоенного японца, чрезвычайно важно для понимания особенностей японского национализма, так как именно император разработал этику солдата, именно он являлся символом единства страны. В отличие от Германии, где национализм был взращен на философии Гегеля и Фихте, японский национализм по своей природе являлся этническим, основываясь на однородности населения, находящегося в длительной изоляции. Для японского националиста человек принадлежал либо к числу уникальных людей Ямато, либо был чужаком. Если он не являлся японцем, то никакого значения не имело его внешнее сходство с японцами, знание языка, обычаев и т. д. Он навсегда оставался врагом.

 

Император считался потомком божественной прародительницы уникального японского народа — богини солнца Аматэрасу. Его рассматривали как мистического отца-священника и вождя народа, сплачивающего японский этнос. Когда японец употреблял термин «ту», обозначавший верность императору, он имел в виду не просто политическое повиновение государству и его символу, а всю гамму чувств, связанных с его убеждением в самобытности и уникальности японского этноса. Идея «отца нации» глубоко проникла в японское общество. Собственно, она никогда не покидала японцев, в мировоззрении которых феодальные черты патернализма были весьма живучими. Поэтому японский национализм был теснейшим образом связан с фигурой императора.

 

Не случайно все символы и основополагающие документы довоенной Японии — флаг «Хиномару», национальный гимн [13], конституция, «Императорский рескрипт солдатам и матросам», «Императорский рескрипт по образованию» — ассоциировались не с государством, не с правительством или с населением, а именно с императором и только с ним. Не японцам и не стране кричали японские солдаты прощальное «банзай», бросаясь в самоубийственную атаку. Японские крестьяне, наиболее последовательные и твердые носители националистического мировоззрения, относились к императору с чувством глубочайшего почтения и обожания. Для них он являлся не просто главнокомандующим армией и флотом. Служа ему, крестьянин служил своей общине и своей деревне.

В предвоенной Японии военщина добилась наибольшего успеха именно в сельской местности, где крестьяне составили основательную социальную базу для милитаризма и национализма. В сельской общине объединение крестьян для совместного труда было жизненной необходимостью. Крестьяне вместе трудились и вместе участвовали в работе военных общественных организаций.

Что же касается городов, то лишь треть их населения вступила в какие-либо военные организации. Несмотря на то, что военные создавали заводские и фабричные отделения, они все же так и не смогли добиться в городах таких же весомых результатов, как на селе.

В конце 40-х годов более половины населения Японии занималось земледелием и рыболовством. Несмотря на происходившую урбанизацию, страна оставалась преимущественно аграрной, обеспечивая тем самым солидную социальную базу для милитаризма и национализма.

В годы экономического кризиса японские военные круги стали готовиться к тотальной мобилизации, веря в неизбежность войны. С этой целью в 1932 году была создана Японская женская оборонительная ассоциация («Кокубо фудзинкай»). Инициатива исходила от жен высших офицеров Осаки. Армия взяла под контроль новую организацию, и к 1937 году ее отделения были уже созданы в каждом городе и деревне по всей стране, а число членов достигало почти 8 миллионов человек. Спектр деятельности этой женской организации был достаточно широк: проведение лекций и церемоний на патриотические темы, похороны погибших на войне, помощь семьям служащих в армии и т. д. Организация создавала группы женщин (так называемые «бамбуковые пики»), которые должны были участвовать в отражении американского десанта в Японию.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *