После смерти Ноги Япония погрузилась в траур, прославляя национального героя. Служители синто приветствовали поступок маршала как свидетельство безграничной преданности самурая своему господину. Истинные причины самоубийства замалчивались. Синтоистское духовенство построило в Токио храм в честь преданного императору генерала. Ноги был объявлен гунсином среди гунсинов.
Следующие гунсины появились лишь в 1932 году. В феврале этого года во время военных действий в Китае под Цзянванем три солдата 103-го пехотного полка (Сакуэ, Китагава и Эносита) обвешались взрывными зарядами и, «превратившись в три бомбы», бросились на штурм крепости. Они взорвали не только себя, но и 34 вражеских солдата. Так был описан их подвиг на табличке в храме Ясукуни. В центре Токио им поставили памятник.
Подвиг новых героев-гунсинов быстро стал прославляться прессой. Журналисты, поэты, новеллисты, драматурги, режиссеры — все были захвачены этим ярким свидетельством «духа Ямато», безграничной храбростью, на которую «лишь японцы способны». По всей Японии тысячи учителей изо дня в день начинали свои утренние патриотические беседы с учениками с пересказа подвига бакудан сан юси (трех отважных воинов с бомбой): каждый ученик должен помнить и приумножать божественный Ямато дамасии (японский дух).
Однако проведенная вскоре проверка показала, что рапорт командира был сфабрикован: солдаты погибли во время обычной штыковой атаки.
Комиссия, созданная для расследования этого факта, решила вопрос довольно просто: табличку с именами трех солдат сняли, а вместо нее вывесили новую с именами всех погибших солдат 103-го пехотного полка.
«Шанхайский инцидент» занял особое место в истории японских вооруженных сил. История с новыми гунсинами навела военного министра Араки Садао на мысль в полном объеме восстановить древний кодекс бусидо. Этот самурайский кодекс чести, к примеру, провозглашал, что, вынув меч из ножен хотя бы на пять сантиметров, самурай не может поместить его обратно, не окрасив кровью. Соответственно, офицер, организовав атаку, которая провалилась, должен покончить с собой. Но в условиях современной войны подобный подход неминуемо приведет к немыслимым жертвам среди офицерства. Поэтому был придуман новый термин — стратегический отход, за который офицеры не несут ответственности. Что же касается японских войск, то они никогда не отступают и никогда не сдаются. Японская армия тверда, как гранит. Солдат побеждает или умирает — другого не дано. Японские пилоты в Китае никогда не брали с собой парашюты — только пистолеты и мечи.
Генерал Араки любил рассказывать своим подчиненным историю одного японского офицера из 9-й пехотной дивизии. Во время атаки Чапэя он был ранен и остался лежать на поле боя, в то время как его дивизия осуществила «стратегический отход». Его нашел китайский офицер, который был с ним хорошо знаком по учебе в японском университете. Китаец спас японца, поместив его в госпиталь. Выздоровев, японский офицер вернулся на поле боя и совершил самоубийство на том самом месте, где был сражен.
К началу войны на Тихом океане на табличках в храме Ясукуни было записано более миллиона имен японских солдат, сложивших свои головы за императора и Японию.
После появления «Императорского рескрипта солдатам и матросам» армия приобрела полную свободу действий. Подчиняясь непосредственно самому императору и игнорируя правительство, она получила уникальный статус института, ответственного за безопасность и процветание нации, а офицерство рассматривалось как главный оплот империи.
Если на Западе молодые люди могли найти применение своей энергии и способностям, работая в профсоюзах или политических партиях, то в Японии для них был открыт единственный путь, где они могли сделать карьеру, — стать офицером армии или флота. Получив офицерский чин, они неизбежно приходили к пониманию той ужасающей бедности, в которой пребывали их семьи, находившиеся на грани выживания. Столкнувшись с гримасами общества, молодые офицеры неминуемо начинали критически оценивать действия своих командиров, политиков, высокопоставленных чиновников. Не удивительно, что миллионы молодых, впечатлительных людей, чувствуя отвращение к коррупции в правительстве и в бизнесе, к собственной бедности, увлекались идеей японского мирового господства. Мысли молодых радикалов ярко выразил полковник Хасимото Кингоро в книге «Обращения к молодежи»: «Для Японии существуют лишь три пути избежать проблем с перенаселенностью — эмиграция, внедрение в мировой рынок и экспансия с захватом территории. Первая дверь — эмиграция — невозможна для нас из-за антияпонской эмиграционной политики в других странах. Вторая дверь — закрыта тарифными барьерами и аннулированием коммерческих соглашений. Что делать Японии, если две из трех дверей для нее закрыты?»
Многочисленные японские апологеты экспансионизма с цифрами в руках доказывали несправедливость распределения территорий между странами. Они с завистью взирали на обширные земельные ресурсы не только Китая, но и других стран мира. «Почему Япония должна быть удовлетворена 142270 квадратными милями своей территории, большая часть из которой бесплодна, чтобы накормить 60 миллионов ртов, в то время как страны вроде Австралии и Канады, имея более трех миллионов квадратных миль территории, кормят всего по 6,5 миллионов населения каждая?» — этот вопрос одного из столпов японского милитаризма Араки Садао находил отклик у миллионов рвущихся в бой молодых японских офицеров. Они вступали в многочисленные тайные организации, которые призывали к прямым действиям по наведению порядка в стране, защите трона, территориальной экспансии.
День за днем мы лицемерим и лжем,
В то время как честь нации угасает.
Вставайте! Патриоты, вставайте!
Вперед мы идем, отметая смерть!
Привет, тюремные решетки! Привет, кровавая смерть! —
пелось в песне одной из подобных бесчисленных организаций.
Молодые офицеры верили, что только самураи являлись истинными патриотами, которые могли сохранить душу Японии, сокрушить врагов, укрепить ее мощь. Они не воспринимали разговоров о разоружении, решительно намереваясь ни при каких условиях не расставаться со своим занятием.
В 20-х годах было основано общество «Сакура-кай», в которое вошли главным образом офицеры среднего ранга Квантунской армии. Общество возглавил полковник Хасимото. «Сакура-кай» провозгласило своей целью «очистить жизнь нации», но на практике стремилось захватить больше полномочий для армии у политиков и финансовых кругов.
В 30-е годы появилась конкурирующая организация «Кодо-ха», или «Путь империи». Ее целью было обеспечить военное руководство страной непосредственно по указам императора. Общество возглавляли два амбициозных генерала — Араки и Масаки.
Еще одну группу офицеров, называвшуюся «Тосей-ха» («Контрольная фракция»), возглавили генерал-майоры Нагата и Тодзио. В нее вошли средние офицеры из воинских частей, дислоцировавшихся в районе Токио. «Тосей-ха» стремилась к войне с Китаем, невзирая на риск конфликта с Великобританией и США.
Общество «Кокурюкай» («Общество Черного дракона») призывало к войне с Советским Союзом, «Гэньёся» («Общество Черного океана»), «Коёся» («Общество обращенных к солнцу») — к агрессии против соседей, «Кёкай» («Общество благородных рыцарей»), «Хакуро-кай» («Общество белого волка») — выступали с откровенно фашистскими призывами.
Комментариев нет