Камикадзе: пилоты-смертники



 

Штаб 6-го флота запланировал нанести второй, более мощный удар по врагу человеко-торпедами силами сразу шести подводных лодок.

I-56 опытного подводника, хорошо зарекомендовавшего себя в битве за Филиппины, капитан-лейтенанта Моринага Масахико направлялась к островам Адмиралтейства, где находилась превосходная стоянка американского и австралийского флотов.

I-36 капитан-лейтенанта Тэрамото Ивао должна была снова нанести удар по стоянке на острове Улити.

I-47 капитан-лейтенанта Ориты Дзендзи выдвигалась в район Холландия близ Новой Гвинеи.

I-53 капитан-лейтенанта Тоёмасу Сеихати следовала к проходу Коссол в районе Палау. Прозванный друзьями «Сестра Ганди» за удивительное сходство с индийским лидером, Тоёмасу отличался удивительной мягкостью характера и полным отсутствием страха.

I-58 капитан-лейтенанта Хасимото Мотицуры наносила удар по гавани Апра на острове Гуам.

 

Атаки этих подводных лодок были назначены на 11 января 1945 года. Лишь I-48 капитан-лейтенанта Тояма Дзенсин должна была атаковать еще раз стоянку Улити несколько позже — 20 января.

 

Таким образом, в операции были задействованы 24 человеко-торпеды. К началу 1945 года положение Императорского флота стало отчаянным. Он был подавлен корабельной армадой союзников, которые теперь контролировали океан. Нехватка топлива свела на «нет» и без того скромные возможности японского флота. В таких условиях на группу «Конго» возлагались особые надежды.

 

I-58 на стеньге рядом со своим флагом подняла вымпел с надписью «Неотвратимая кайтен». Она вышла в поход 29 декабря и почти весь долгий переход к Гуаму осуществила в подводном положении. В район пуска торпед лодка пришла ночью 11 — 12 января. В 2-30 Хасимото отдал приказ готовиться к пуску, наметив его на 3-00. Первые две торпеды стартовали нормально, но в двигатель третьей попала вода, и ее пуск пришлось перенести. Устремилась к цели четвертая торпеда, и, наконец, был произведен пуск третьей. Однако через несколько минут ее взрыватель сработал преждевременно, и раздался сильный взрыв. Лодке пришлось срочно погрузиться. Она двинулась на базу, не узнав о результатах атаки.

 

Поздно вечером за ужином экипаж I-58 воздал молитву за упокой душ погибших. Капитан-лейтенант Хасимо-то зачитал предсмертное письмо лейтенанта Исикавы: «Для меня и моих товарищей наступил день решительных действий. Мы здоровы. У нас бодрое настроение. Враги в Апра будут шокированы нашими ударами.

В небе сияет бледная луна и мерцают звезды. Гуам спит в тихом сне, спокойно проплывая перед нами. Представляю смятение, которое там поднимется через несколько часов! Мы пришли сюда во имя нашей великой страны. Как во сне прожит 21 год моей жизни. Но весь ее смысл понятен лишь сегодня. Сейчас, во время решительной битвы между Японией и Америкой, этим ударом мы укрепим наше положение и тем самым упрочим нашу прославленную Великую Японию, процветающую три тысячи лет.

Наша родина — страна богов. Она вечна и не может погибнуть. Мы не боимся смерти и спокойно отдаем свои жизни за родину. Вместо нас родятся тысячи, десятки тысяч юношей. Отрешимся же от суетности мелких дел!»

 

По возвращении в Японию на счет I-58 засчитали один потопленный авианосец и два транспорта.

Задача, поставленная перед подводной лодкой I-36, многим казалась невыполнимой: опять идти туда, где месяц назад уже был нанесен удар! Ей и в самом деле не везло. Лодка подошла к атоллу в надводном положении, но в темноте наткнулась на риф. После неоднократных попыток сняться с мели ей, наконец, удалось это сделать. В 6-00 I-36 выпустила все свои человеко-торпеды. Одна из них взорвалась в 30 метрах от левого борта транспорта боеприпасов «Манзана» и разворотила носовой трюм. Погиб один человек и 20 получили ранения. Вероятно, от взрыва еще одной кайтен было потоплено небольшое десантное судно LCI-660. Спустя шесть часов после атаки в лагуне произошел подводный взрыв, а в 20–45 — еще один. Возможно, это были взрывы двух оставшихся человеко-торпед, не причинившие никаких повреждений.

 

По возвращении на базу I-36 поздравили с потоплением одного американского линкора, танкера и двух небольших судов.

Несмотря на усиленные меры, предпринятые американцами по охране стоянки на Улити, подводная лодка I-48 сумела 20 января пробраться к атоллу. Она успешно выпустила все торпеды, о дальнейшей судьбе которых ничего не известно. Спустя три дня субмарина была обнаружена и потоплена американскими эсминцами.

Неудачи преследовали подводную лодку I-53. Капитан-лейтенант Тоёмасу сумел провести ее в проход Коссол, несмотря на американскую охрану. Однако запустить первую торпеду не удалось — не завелся двигатель. Приступили к запуску следующей. Она внезапно взорвалась почти сразу после пуска, сильно тряхнув лодку. Вероятнее всего, что ее водитель младший лейтенант Казуми Хироши случайно задел тумблер включения детонатора. Две другие кайтен стартовали нормально, но цели поразить не смогли.

I-56 не сумела даже приступить к выполнению задачи: якорная стоянка Манус была надежно прикрыта противолодочными сетями. После нескольких безуспешных попыток проникнуть в гавань лодка вынуждена была вернуться домой.

Что касается знакомой нам I-47, то она благополучно достигла района пуска торпед. 12 января в 2-30 двое водителей кайтен заняли свои места обычным способом через верхний люк, а двое — через соединительную трубу из корпуса подводной лодки. В 4-30 лодка произвела пуск человеко-торпед. Капитан-лейтенант Орита слышал четыре взрыва в районе якорной стоянки. Позднее выяснилось, что был легко поврежден американский транспорт. Тем не менее, по прибытии на базу Ориту поздравили с потоплением четырех транспортов.

Таким образом, операция «Конго» по японским данным завершилась успешно: противник потерял целый флот — 4 авианосца, 3 линкора, 10 транспортов, 1 танкер. На деле все обстояло совсем не так: противник лишился всего одного танкера и одного десантного судна; два транспорта получили повреждения. Погибло около 50 американских моряков. Японцы заплатили за этот «успех» двумя эскадренными лодками и жизнями 210 своих моряков. Теперь главный морской штаб, наконец, убедился в том, что удары по защищенным якорным стоянкам неэффективны.

В это время американцы нацелились на захват острова Иводзима. Как только японскому командованию стало известно, что флот США обстреливает остров, в срочном порядке был сформирован третий отряд кайтен, получивший название «Тихая» (так назывался замок, где жила семья самурая Кусуноки). В него были включены три подводные лодки с 14 человеко-торпедами: 1-368 под командованием капитан-лейтенанта Ирисава Мицу-теру, I-370 (капитан-лейтенант Фудзикава Сусуму) и I-44 (капитан-лейтенант Кавагути Генбей).

Тихоходные транспортные лодки I-368 и I-370 несли по 5 человеко-торпед. Они одновременно вышли с базы на следующий день после высадки американцев на Иводзиму.

 

26 февраля I-370 попыталась атаковать транспортный конвой, но ее засекли радары эсминца «Феннеган». Попытки уйти от преследования не увенчались успехом. Она была потоплена вместе со всем экипажем и водителями кайтен, среди которых числился мичман Окаяма Итару, строгий и хорошо подготовленный инструктор из школы в Хакари. До сих пор остается спорным вопрос: выпустила I-370 свои кайтен или нет? Были зарегистрированы мощные подводные взрывы, не причинившие американским кораблям никакого вреда.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *