Камикадзе: пилоты-смертники



Взлетевшему на рассвете первым капитану Немоку Кимада не повезло — он не сумел пробиться сквозь плотное истребительное прикрытие и вернулся назад.

Следующим в воздух поднялся бомбардировщик Мицубиси G4M капитана Синфудзи Коко. Вместе с ним вызвался лететь капрал Ута Томифуку. Взяв на себя функции стрелка, Ута помог капитану преодолеть заслон истребителей. Двухмоторный бомбардировщик врезался в эскортный эсминец «Гиллаган», причинив ему тяжелые повреждения.

Несколькими минутами позже еще один камикадзе атаковал эскортный эсминец «Ричард У. Суесенс». Корабль резко взял вправо и встретил самолет плотным огнем всей артиллерии. Летчик или был убит, или тяжело ранен, так как машина медленно прошла над эсминцем и упала в воду прямо по курсу. Корабль получил легкие повреждения.

Самоубийственные атаки не прекращались целый день. Японские самолеты беспощадно сбивались. Лишь некоторые из них смогли нанести удары. Повреждения получили транспорты «Зейлин», LST-700, «Отис Скиннер» и «Кули В. Джонсон». На последнем погибли, 129 человек, многие получили ранения.

На следующий день 13 января камикадзе добились еще одной достаточно весомой победы. Рано утром эскортный авианосец «Саламайя» ожидал своей очереди на дозаправку в 80 милях от залива Лингаен. Высоко в небе барражировали американские палубные истребители, прикрывая флот с воздуха.

В это время в свой последний полет отправились два самолета, пилотируемые лейтенантом Ясида Осамору и капралом Кадзита Сикотасу.

На авианосце по странному стечению обстоятельств угрозы не замечали. Лишь в самый последний момент увидели пикирующий почти вертикально одинокий японский самолет! С оглушительным взрывом он врезался в палубу авианосца. Пробив в ней дыру размером 6×13 метров, самолет с двумя бомбами проник глубоко в корабль. Одна из бомб прошла через него и вышла по правому борту у ватерлинии, так и не взорвавшись. Другая взорвалась внутри авианосца, вызвав многочисленные пожары. Взорвись она немного впереди — и корабль ожидали бы более тяжелые последствия — там размещался склад боеприпасов. Пожары на полетной и ангарной палубах были быстро потушены, за исключением одного. Он бушевал в ангаре и угрожал взрывом бомб. Сложнее обстояло дело с затоплением корабля. Вода, поступающая сквозь полуметровую дыру, проделанную неразорвавшейся бомбой, хлынула в машинное отделение, вызвав крен в 8 градусов на правый борт. Авианосец потерял ход, нарушилась связь. Потери составили 15 человек убитыми и 88 ранеными. На этом участие авианосца в операции в заливе Лингаен закончилось: вечером этого же дня авианосец отправился в залив Лейте.

В этот день камикадзе пытались поразить и другие авианосцы — «Тулаги» и «Хоггатт Бей», но успеха не добились. Все камикадзе были сбиты и нашли свою смерть в водах залива.

Повреждение авианосца «Саламайя» оказалось последней успешной атакой камикадзе в сражении за Филиппины. Организованные вылеты камикадзе в январе 1945 года больше не проводились. В последующие недели японские летчики самовольно предпринимали отдельные самоубийственные атаки по собственному усмотрению. Это было отчаянием «в квадрате». Неопытные молодые пилоты, не имея возможности преодолеть мощный заслон истребителей и зенитного огня, атаковывали теперь любую одиночную цель, включая тральщики и торпедные катера. Был случай, когда четыре камикадзе пожертвовали своими жизнями и самолетами, чтобы потопить один танко-десантный корабль, убив при этом трех моряков.

 

Операция на Филиппинах далась американцам нелегко. Атакам камикадзе подверглись девять авианосцев, из них один был потоплен и пять получили повреждения различной степени. Эскортные авианосцы оказались легко уязвимыми, что заставило призадуматься американское военно-морское командование.

Всего в сражении за Филиппины самоубийственные атаки совершили 719 армейских и 480 морских камикадзе. Они потопили 2 эскортных авианосца, 3 эсминца, 5 транспортов и 6 кораблей различных типов, повреждения получили 7 тяжелых, 2 легких и 13 эскортных авианосцев, 5 линкоров, 10 крейсеров, 23 эсминца, 12 транспортов, 5 эскортных эсминцев и 10 кораблей различных типов.

Согласно японским данным, морские камикадзе потопили 37 и повредили 68 американских кораблей. Армия объявила о потоплении 116 и повреждении 191 корабля. Понятно, что и армия, и флот значительно приукрашивали результаты своих побед, которые оказались гораздо скромнее. Тем не менее было очевидно, что потери США в кораблях во время Филиппинской кампании сильно возросли. Правда состояла в том, что за три месяца боев камикадзе потопили и повредили больше кораблей противника, чем в любом другом предыдущем сражении, включая Пёрл-Харбор.

Одновременно тактика камикадзе, мрачная и в то же время достаточно практичная в сложившихся обстоятельствах, неизбежно вела к отказу от обычной воздушной войны. В сражении за Филиппины летчики каждого десятого потерянного Японией самолета совершили самоубийственные атаки. Но это было только начало…

Шокирующая своей экстраординарностью, тактика камикадзе, тем не менее, не смогла привести Японию к победе на Филиппинах. Будучи тактикой истекающих кровью, она по своей природе не была способна обеспечить победу над противником, многократно превосходящим в силах.

 

Глава VII. Апофеоз смерти

 

Трагедия «Бисмарк Си»

 

Прибыв на Формозу, адмирал Ониси с присущей ему энергией приступил к обустройству на новом месте. Свой штаб он разместил в пещерах неподалеку от аэродрома Такао на юго-востоке острова. Главной задачей 1-го воздушного флота после эвакуации с Филиппин являлась организация новых подразделений камикадзе.

Самолетам, доставлявшим летчиков, приходилось совершать посадку во время коротких интервалов между рейдами американских бомбардировщиков. Двенадцать бомбардировщиков G4M с «безлошадными» летчиками были сбиты во время перелета. Ощущалась острая нехватка опытного наземного обслуживающего персонала. Он остался на Филиппинах в составе 26-й воздушной флотилии и сражался вместе с пехотными подразделениями. Ониси надеялся вывезти механиков, но сделать это было уже невозможно.

Между тем Императорский генеральный штаб, считая следующим шагом американцев высадку на Окинаве, не уделял Формозе особого- внимания. Он наращивал военно-воздушные силы на самом южном острове Кюсю, выделив для Формозы не более ста боевых машин. Ониси пришлось иметь дело лишь с теми летчиками, которых он вывез с Филиппин, а также с молодыми пилотами, обучавшимися на острове.

18 января адмирал завершил формирование первого подразделения специальных атак. В 17–00 на аэродроме Тайнан выстроились в шеренгу молодые пилоты, составившие «Камикадзе Тобетсу Когекитай Ниитакатай» — «Специальное самоубийственное бомбардировочное подразделение «Ниитака». Название самой высокой горы острова оказалось, таким образом, снова использовано японским командованием [54].

Перед ними с краткой речью выступил «отец» камикадзе. В основном его речь мало отличалась от той, которую он произнес на авиабазе Мабалакат три месяца назад. Однако в конце адмирал добавил: «Даже если мы потерпим поражение, все равно доблестный дух корпуса камикадзе сохранит наше отечество от уничтожения. Без этого духа за поражением неизбежно последует уничтожение».

Вечером для молодых камикадзе устроили праздничный ужин. Несмотря на то, что все знали, что операции нового подразделения будут проводиться в форме организованного самоубийства, на ужине установилась непринужденная и спокойная атмосфера. Ониси, обычно отчужденный и строгий, на этот раз был разговорчив. К концу вечера он обошел всех летчиков подразделения и предложил каждому по маленькой чашечке саке.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *