Камикадзе: пилоты-смертники



Американцы готовились к следующей массированной атаке камикадзе. И она не заставила себя ждать: 27–28 апреля японцы провели четвертую операцию «Кикусуй». В ней было задействовано 125 самолетов-камикадзе: 75 морских и 50 армейских. Воздушное прикрытие обеспечивали 100 истребителей. Перед восходом солнца 27 апреля камикадзе поразили эсминцы «Ральф Тальбот» и «Ратбурн». Транспорт «Канада Виктори» с амуницией и боеприпасами получил таранный удар самолета в корму и затонул в течение десяти минут. Ко дну пошел и эсминец. «Хатчинс».

Решающую атаку камикадзе провели на следующий день, 28 апреля. Всего в ней участвовало 120 морских и 45 армейских самолетов. Из них для самоубийственных атак предназначалось 80 самолетов, в том числе четыре бомбардировщика «Бетти» с самолетами «Ока». Японское командование решило на этот раз провести ночную самоубийственную атаку. Пилоты бомбардировщиков «Бетти» встретили сообщение без восторга. Штаб предполагал, что ночная атака поможет избежать атак вражеских истребителей. Но как пилоты самолета «Ока» найдут цель в темноте?

Опасения подтвердились: лишь два «Бетти» смогли сбросить самолеты «Ока» в районе, где предполагалось нахождение американских кораблей. Летчики самолетов-снарядов «Ока» должны были находить объект атаки по вспышкам зенитных орудий. Не удивительно, что попаданий самолетов-снарядов во время этого вылета зарегистрировано не было.

В то же время другие летчики-самоубийцы сумели повредить четыре эсминца и еще три небольших военных корабля. Несмотря на яркое освещение и знак Красного Креста, как это предусматривалось международным правом, санитарный транспорт «Комфорт» был атакован летчиком-смертником. На нем погибли 36 и получили ранения 52 человека. Еще один госпитальный транспорт «Пинкни» сгорел после того, как самолет-камикадзе упал на его палубу.

29-30 апреля камикадзе проводили редкие атаки, во время которых таранным ударам с воздуха подверглись и получили повреждения три эсминца и три минных заградителя.

К вечеру 30 апреля погода ухудшилась, и с 1 по 4 мая в районе Окинавы шел непрекращающийся дождь.

Японские газеты в эти дни много внимания уделяли освещению безоговорочной капитуляции Германии, но заканчивались все подобные статьи одним и тем же выводом — немцам не хватило решительности в борьбе с врагами своей страны, но ее хватит у японцев.

Командующий японскими войсками на Окинаве генерал Усидзима запланировал решающее наступление на 4 мая. Днем раньше начались воздушные атаки, которые должны были поддержать контрнаступление. Они проводились с острова Кюсю и с Формозы. После этого предварительного воздушного налета летчики-смертники должны были в пятый раз атаковать корабли 51-го оперативного соединения американцев, как это предусматривалось планом очередной операции «Кикусуй». В ней приняло участие 125 самолетов-камикадзе (75 морских и 50 армейских), прикрываемых 110 истребителями.

3 мая в 18–00 японские самолеты приблизились к Окинаве со стороны Формозы и произвели первую атаку, отчаянную и решительную. Она длилась более двух часов. Японские бомбардировщики Ki-21 сбросили смертоносный груз с большой высоты и потеряли 36 самолетов, не добившись успеха.

Как и во многих других атаках, более заметными оказались результаты действий камикадзе, которые не боялись смерти, преодолевая огневую завесу врага.

Старший лейтенант Мураками Кацуми возглавил группу самолетов «Вэл» морской авиации, которая поставила себе цель во что бы то ни стало уничтожить эсминец радиолокационного дозора «Литл». Корабль успел сбить три японских самолета. Однако четвертый таранил эсминец, а его бомба взорвалась в машинном отделении. Затем последовали другие таранные удары. Взрывами сорвало часть палубы, и в 18–55 «Литл» затонул.

Тяжелые испытания выпали на долю легкого минного заградителя «Аарон Уард». Сначала корабль получил повреждения от упавшего рядом сбитого самолета, затем в него один за другим врезались два камикадзе. Всего «Уард» таранили шесть смертников, но команда сумела спасти корабль и уйти на ремонт. Потери составили 45 человек убитыми и 49 ранеными.

Рано утром 4 мая летчики-смертники возобновили налеты, приурочив их по времени к контратаке частей японской 32-й армии на Окинаве. С 6-00 до 10–00 камикадзе пытались прорваться к якорной стоянке Хагуси на острове Керама Ретто. Истребитель «Зеро» упал на десантный транспорт LSM-195, который быстро затонул. Из его команды спаслось лишь 25 человек. Бомбардировщик «Сусей» нанес по десантному кораблю LSM-190 удар такой силы, что у последнего оторвало корму, и он затонул. Еще три самолета «Сусей» атаковали легкий крейсер «Бирмингем». Один из них разбился об его орудийную башню. Были убиты 25, ранены 60 и пропали без вести 17 человек.

Значительные потери понесли американские корабли охранения. В 7-40 корабль наведения эсминец «Люс» направил боевой воздушный патруль на перехват самолетов противника. Завязалась жаркая воздушная схватка, во время которой два самолета-камикадзе сумели прорваться к эсминцу и врезаться в него с интервалом в три минуты. Самолет «Хаябуса» ударился о палубу, а «Зеро» протаранил корму. Вспыхнул пожар, через десять минут взорвался котел и цистерна с топливом. Эсминец медленно затонул, в 8-08 скрывшись под водой. Погибли 148 моряков, 94 получили ранения и ожоги.

Затем был атакован эсминец «Моррисон», находившийся в дозоре вместе с другим эсминцем «Инграхэм». Корабли и воздушный патруль сбили четырех камикадзе. Однако в воздухе находилось много японских самолетов, и вскоре один из «Зеро» почти вертикально упал на «Моррисон». Средняя часть корабля превратилась в кровавое месиво из людских тел и железа. Оставшиеся в живых моряки продолжали бороться за живучесть судна и сражаться с японскими самолетами. Гидросамолет «Джейк» [69] удачно сбросил торпеду, и эсминец быстро пошел ко дну, потеряв погибшими 159 и ранеными 100 человек. «Инграхэм», пораженный камикадзе, вышел из строя до конца войны.

Рано утром 4 мая летчики-смертники нанесли удар по группе эскортных авианосцев 51-го оперативного соединения.

Было облачно, что и смогли использовать камикадзе. На рассвете авианосец «Сангамон» и два эсминца охранения прибыли на базу Керама Ретто, чтобы пополнить запасы боеприпасов и топлива. Погрузка затянулась. Ее трижды срывали сигналы воздушной тревоги. Лишь в 18–30 авианосец наконец покинул базу. В 19–02 был замечен одиночный Ki-61 «Хиен», и корабль, сделав лево руля, открыл огонь из всех стволов правого борта. Сопровождающие «Сангамон» эсминцы «Фуллэм» и «Деннис» также присоединились к стрельбе. «Хиен» зашел в атаку с кормы авианосца, но получил попадание снаряда. Казалось, что горящий самолет непременно врежется в корабль. До него оставалось несколько десятков метров, когда пилот потерял управление и самолет отвесно упал в воду в десяти метрах от борта. Авианосец сильно тряхнуло, но ущерб оказался минимальным — сбило одну антенну. Три моряка, видя неизбежный взрыв, бросились в море, но были вскоре подобраны.

В 19–25 с «Фуллэма» заметили японский самолет. Два ночных истребителя не сумели его обнаружить по причине густой облачности. Двухмоторный «Торю» вынырнул из облаков и устремился в крутое пикирование. Зенитный огонь не смог его остановить. Загорелся левый мотор, но самолет уверенно шел к цели. Перед тем как врезаться в авианосец, «Торю» сбросил бомбу. Она пробила палубу и взорвалась в ангаре. Сам самолет протаранил полетную палубу неподалеку от места падения бомбы. Большая его часть также ушла в ангар.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *