Камикадзе: пилоты-смертники



Атака началась в 5-20. Тяжелые дождевые облака благоприятствовали японцам. Истребитель «Зеро» нанес таранный удар по эсминцу «Энтони», второй в течение двух недель. Этим успехи японцев ограничились. Внезапно налетел тайфун, который причинил трем линкорам, четырем авианосцам, трем крейсерам, тринадцати эсминцам и пятнадцати кораблям других классов такие повреждения, что многие из них пришлось отправить на ремонт.

Между тем атаки одиночных камикадзе продолжались. 10 июня одиночный «Вэл», отвесно пикируя, врезался в эсминец «Уильям Д. Портер». Корабль быстро затонул после мощного взрыва.

16 июня в 20–30 эсминец «Твиггс» подвергся атаке японского торпедоносца. Сначала сброшенная с самолета торпеда, а потом и сам самолет вызвали взрывы и пожар. Через полчаса сдетонировали артпогреба, что уничтожило корабль. Погибли 126 моряков.

21-22 июня камикадзе провели последнюю, десятую операцию «Кикусуй». В ней приняло участие 30 морских и 15 армейских самолетов. Воздушное прикрытие обеспечивали 40 истребителей.

В первый день ко дну пошли эсминец «Барри» и транспорт LSM-59. В каждый из них врезалось по три самолета.

22 июня, в 3-00 утра в воздух поднялись шесть «Бетти» с самолетами «Ока» и восемь «Зеро» с 250-килограммовыми бомбами. В последний боевой вылет «Богов грома» сопровождали 66 истребителей с авиабазы Казанопара. После неудачного вылета «Богов грома» под командованием Нонака это был второй случай, когда сравнительно небольшую группу камикадзе специально сопровождали истребители в таком большом количестве, что внушало оптимизм пилотам-смертникам. Но не прошло и часа после взлета, как 25 истребителей вернулись на аэродром из-за различных неполадок с мотором. Спустя некоторое время оставшиеся истребители вступили в бой с американскими самолетами, и камикадзе продолжили полет к Окинаве без сопровождения «Зеро». Истребители США, прикрывавшие корабли, сбили четыре бомбардировщика «Бетти» вместе с самолетами «Ока». Два других вернулись на базу, так и не использовав свое оружие. Последний вылет корпуса «Боги грома» закончился полным провалом, так же, как и вся операция «Кикусуй». Японцы потопили 1 корабль, 3 были исключены из списков в результате сильных повреждений и один корабль вышел из строя на срок более месяца.

 

Камикадзе — «соломинка» утопающих

 

В водах Окинавы летчики-смертники нанесли американскому флоту весьма серьезный урон. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, в том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров [72] (19). Четыре британских авианосца получили пять попаданий самолетов камикадзе.

Около 90 процентов камикадзе не попали в цель или были сбиты. На каждый пораженный корабль в среднем пришлось около 1,25 попадания. Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, унеся жизни 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 членов экипажей самолетов-носителей.

В результате потерь от ударов камикадзе в конце мая американцы вынуждены были отвести свое авианосное соединение из района Окинавы на Филиппины. Кроме того, американскому командованию пришлось пойти на резкое сокращение налетов своей авиации на города Японии и перенацелить воздушные удары на аэродромы противника на острове Кюсю, где базировалась авиация летчиков-самоубийц. Несмотря на то, что эффективность действий камикадзе оказалась гораздо выше, чем обычных бомбардировщиков, без поддержки всех родов войск и видов вооруженных сил использование подразделений смертников не могло оказать решающего влияния на исход операции.

После падения Окинавы подразделениям камикадзе было приказано уничтожать все, что плавало в японских водах. 19 июля в результате самоубийственной атаки получил повреждения эсминец «Тэтчер», 21 июля — транспорт «Маратон», 24 июля — эсминец «Андерхилл», позже американцами затопленный. Однако самой впечатляющей победы камикадзе достигли 29 июля. В районе Окинавы группа из 12 самолетов атаковала эсминец «Каллагэн». Используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан Аити D2A с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил корабль, затонувший в 2-35. Потери составили 47 моряков, 73 человека получили ранения. «Каллагэн» стал последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане.

Следующей ночью тяжелые повреждения получил эсминец «Кассин Янг», подвергшийся подобной атаке.

Вылеты камикадзе продолжались до середины августа 1945 года. 9 августа в результате самоубийственной атаки бомбардировщика «Вэл» получил повреждения эсминец «Бори», а 13 августа два истребителя «Зеро» нанесли тяжелые повреждения транспорту «Ла Гранж». Атаки летчиков-смертников происходили и до выступления императора с сообщением о капитуляции, и продолжались после него. В 11–40 15 августа английские моряки сбили над своим авианосцем «Индифэтигебл» японский самолет-камикадзе, пытавшийся произвести таранный удар. В этот же день в 17–00 в самоубийственный полет отправилась группа бомбардировщиков под командованием адмирала Угаки.

Ирония судьбы: всю тяжесть самоубийственных атак японских летчиков приняли на себя американский флот и авиация, однако последнюю точку камикадзе поставили, атакуя советские корабли.

18 августа в 14–43 японский армейский двухмоторный бомбардировщик (предположительно Кавасаки Ki-45 «Торю») попытался в Амурском заливе у Владивостокской нефтяной базы таранить танкер «Таганрог», однако был сбит зенитным огнем. Как следовало из уцелевших документов, пилотировал самолет поручик Иосиро Тиохара [73].

В этот же день камикадзе добились свсей единственной победы, потопив в районе Шумшу (Курильские острова) катер-тральщик КТ-152 [74]. Бывший сейнер — рыбный разведчик «Нептун», он был построен в 1936 году и имел водоизмещение 62 тонны и команду из 17 моряков. От удара японского самолета катер-тральщик сразу же пошел на дно.

 

Каково, число самоубийственных атак, совершенных камикадзе? Сколько при этом погибло пилотов и было разбито самолетов? Ответить на эти вопросы не так-то просто: в разных источниках приводятся различные цифры, которые значительно разнятся между собой. Существуют японские оценки и американские данные. К тому же не каждый самоубийственный вылет обязательно заканчивался атакой и смертью камикадзе. С приближением конца войны цифра пилотов, вернувшихся назад из самоубийственной атаки, возрастала. Неблагоприятная погода, невозможность обнаружить цель — эти две причины являлись основными, препятствовавшими пилотам выполнить свою последнюю миссию. Не следует исключать и такой фактор, как низкое состояние японской авиатехники и некачественное авиационное топливо. Серьезно затрудняет подведение итогов самоубийственных атак разделение японской авиации на армейскую и морскую. Если в отношении морских летчиков имеются достаточно подробные описания их действий, то данные армейской авиации бессистемны, отрывочны и не дают полной картины.

Во многих изданиях фигурируют две цифры: 1900 — число атак камикадзе во время боев за Окинаву (из них 1050 — на счету морских летчиков и 850 — армейских) и более 5000 — количество летчиков, погибших в самоубийственных вылетах.

Из 1900 самолетов, отправившихся на Окинаве в самоубийственные атаки, не вернулись назад (были сбиты или сумели поразить цель) 960 машин.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *