Камикадзе: пилоты-смертники



На следующий день подобная участь постигла и лодку I-368. Ее потопил самолет с американского авианосца.

Третья лодка I-44 тщетно пыталась преодолеть завесу охранения американских транспортов и десантных судов. Почти 47 часов провела она в подводном положении. Воздух достиг 6-процентного содержания углекислоты. Подводники были на грани удушья. Командир принял решение отказаться от проведения атаки и вернуться на базу. Это привело в ярость адмирала Миву, командующего 6-м флотом. Он приказал немедленно отстранить Кавагути от командования лодкой. Несмотря на то, что 1-44 почти наверняка была бы потоплена, не нанеся урона противнику, Мива все же считал, что Кавагути должен был атаковать, даже пожертвовав при этом экипажем. Так полным провалом закончилась операция отряда «Тихая».

Четвертая группа водителей кайтен была сформирована и отправлена к Иводзиме еще до возвращения лодки I-44. Она состояла всего из двух подводных лодок — . I-36 (капитан-лейтенант Сугамаса Тетсуаки) и I-58 (знакомый нам Хасимото Мотицура). Группа получила название «Ка-митакэ», или «Симбу» — что означает «Путь божественного самурая». Самому молодому капитану японского подводного флота 29-летнему Сугамасе не повезло: из-за поломок двигателя его подводная лодка была вынуждена прервать поход и вернуться в Куре.

 

Хасимото решил подойти к острову с севера и 5 марта благополучно достиг цели. Он долго пытался перехитрить американские патрули и 8 марта уже был готов нанести удар, когда получил приказ прекратить операцию. I-58 была привлечена в качестве радиомаяка для обеспечения длительного перелета японских бомбардировщиков с Кюсю на Улити, где они должны были совершить самоубийственную атаку на американские авианосцы.

Хасимото пришлось избавиться от человеко-торпед и выполнять приказ.

Новая группа подводных лодок, оснащенных кайтен, а также новая операция по их боевому применению получила обозначение «Татара» — по названию побережья около города Фукуока (север острова Хонсю), где в XIII столетии тайфун помог самураю Ходзё Токиминэ победить монгольский флот, пытавшийся покорить Японию. Группа состояла из четырех субмарин: I-58, I-44, I-47 и I-56. Лодки были переоборудованы для установки шести кайтен и все были снабжены переходным устройством, позволяющим водителям занимать места в торпедах прямо из ее корпуса.

Целью операции являлись американские корабли, обеспечивающие высадку десанта на остров Окинаву. Первой из базы в Хикари должна была выйти лодка I-47. Ее команда, уже дважды участвовавшая в ударах кайтен, верила в своего капитана и в свою удачу. Эту веру укрепляло название лодки — I-47 [31].

 

На прощальном вечере присутствовал адмирал Нагаи Митсури. Хорошая пища и саке были в избытке, произносились тосты за водителей кайтен. Затем все встали и запели в их честь «Песнь воина»:

Можно погибнуть в пучине волн, Можно в земле найти упокой, Но нам не о чем будет жалеть, Если погибнем в битве за Императора.

Водители сидели молча, в то время как остальные во весь голос выводили бравурную мелодию. Потом пели «Морской марш» и другие патриотические песни.

Утром у многих членов экипажа разламывались головы из-за выпитого в больших количествах саке. Короткая прощальная церемония с вручением мечей — и в полдень I-47 снова ушла в поход. На следующий день ее атаковали американские самолеты, и субмарина чудом уцелела, скрывшись в глубинах океана, а ночью Орита ошибся, приняв американские эсминцы за крейсера. Несколько часов лодку сотрясали взрывы глубинных бомб. Уйдя от преследования эсминцев, лодка снова попала под удар, на этот раз самолетов противника. Они сумели нанести ей и всем кайтен повреждения: большие вмятины (их корпус не был прочным — толщиной всего 6,3 миллиметра). У лодки обнаружили течь одной из топливных цистерн. Орита принял решение возвратиться на базу, что привело в отчаяние водителей кайтен. Особенно эмоционально протестовал, нарушая всякую субординацию, младший лейтенант Фурукава, который уже в третий раз возвращался из подобных неудачных операций.

 

Кольцо союзного флота вокруг Окинавы было на столько плотным, что подводные лодки оказались лише ны возможности выпустить человеко-торпеды. После нескольких безуспешных попыток это сделать, две из них (I-56 и I-44) были потоплены.

Что касается I-58, то Хасимото снова сумел преодолеть американскую оборону, несмотря на неоднократные атаки с воздуха. Достигнув намеченной точки пуска кайтен, он внезапно получил приказ присоединиться к линкору «Ямато» и сражаться насмерть. Но пока он шел на соединение с линкором, тот был потоплен, и Хасимото пришлось вернуться на базу, так и не израсходовав свои торпеды.

Таким образом, атаки сильно защищенных якорных стоянок противника оказались малоэффективными. Главный морской штаб всерьез задумался о применении кайтен против судов в открытом море, где противнику было неимоверно сложнее обеспечить их надежное прикрытие. Однако для водителя человеко-торпеды атака движущейся цели при неспокойной воде являлась чрезвычайно сложным делом. Важно было точно определить скорость и курс цели и при этом не дать противнику обнаружить себя по перископу.

Для определения возможности атаки человеко-торпедами движущихся кораблей противника была сформирована группа «Аматакэ», или «Тембу» («Небесное самурайство»), в составе подводных лодок I-36 и I-47. Подводная лодка I-47 капитан-лейтенанта Ориты вышла в поход 12 апреля с шестью человеко-торпедами на борту. Это было время цветения сакуры, и водители покидали базу в Хакари не только с хатимаки и мечом, но и с веточкой сакуры в руке. Интенсивно тренируясь, они сократили время занятия места в торпеде через соединительную трубу с 2 минут до 30 секунд. Больше недели Орита ждал встречи с врагом. Лишь в начале мая I-47 встретила большой конвой и атаковала его обычными торпедами, а в последующие дни применила, наконец, четыре кайтен. Две человеко-торпеды не были выпущены из-за отказа телефона и невозможности передать водителям нужные указания. Орита заявил, что добился двух попаданий обычными торпедами и трех попаданий человеко-торпедами, однако американцы этого не подтверждают.

I-36 также выпустила четыре кайтен по американскому конвою, но успеха не добилась. Также безрезультатно окончился выход в море 5 мая одиночной подводной лодки I-367 под командованием лейтенанта Такэтоми Кунио. Этот поход носил название «Симбу», что означало «Успех пути самурая». Три кайтен из пяти получили механические повреждения, а две выпущенные были перехвачены огнем и уничтожены, причинив лишь незначительные повреждения эсминцу «Гиллиган».

Во второй половине мая была сформирована очередная группа. Она носила название «Тодороки» («Великий грохот») и включала в себя четыре подводные лодки: эскадренная I-36 (капитан-лейтенант Сугамаса Тетсуаки), транспортные I-363 (лейтенант Мацуура Масахару), I-361 (лейтенант Кихара Сакаэ), а также бывшая учебная I-165 (лейтенант Оно Ясуси). На ней было установлено две кайтен, тогда как все остальные были вооружены пятью.

30 мая, не успев выпустить ни одной торпеды, I-361 была обнаружена и потоплена юго-восточнее Окинавы. Почти через месяц такая же судьба постигла I-165 у Марианских островов. I-363 провела в море ровно месяц. Несколько раз ей встречались вражеские конвои, но лодка со своей скоростью 13 узлов не могла с ними тягаться и выбрать удобную позицию для атаки.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *