Женщина‑милиционер – прежде всего милиционер
- Битюгов играет в пинг‑понг с татарином. Бросают игру и бегут.
- Мужички прекращают игру в шашки. Бегут.
- Общая свалка. Татарин и мужички вступаются за своего. Их хватают.
- Милиционерша держит франта за шиворот.
- Музыкант пробивается к милиционерше и умоляюще шепчет:
– Товарищ милиционер, во имя нашей любви…
- Милиционерша грозно:
– В отделении разберем!
- Тащит франта к выходу. Мужичков и татарина подталкивают распорядители. Музыкант бежит сзади. Все вываливаются на улицу.
- В пустом помещении остается один Битюгов, ошеломленный и подавленный.
- Смотрит на стену, где висит доска соревнования, где под изображением черепахи написано: «Черная бригада – 62 %». Переводит глаза с доски на…
415…афишу о гастролях Московского политцирка.
Часть пятая
- В цирковой балаган входит Битюгов.
- Внутренность балагана. Кулисы. Битюгов проходит, осторожно лавируя среди расставленных повсюду цирковых принадлежностей: металлических этажерок для попугаев, столиков, львиных табуреток, клоунских чемоданов и т. д.
- Женщина‑жонглер репетирует: подбрасывает плоские кольца.
- Кольца текут струей. За юбку жонглерши держится ребенок.
- Не прекращая работы, женщина успевает нагнуться и вытереть ребенку нос.
- Битюгов обращается к женщине с вопросом, куда пройти.
- В это время женщина замечает, что на примусе кипит чайник. Жонглируя, приближается к чайнику и тушит примус. Поворачивается к Битюгову и указывает ему дорогу движением головы.
- Битюгов проходит дальше. Путь к двери загораживает ему акробат, репетирующий сальто.
- С упорством вертится акробат.
- Битюгов никак не может улучить минуту, чтобы проскочить в дверь. Заходит и справа, и слева, но беспрерывно вертящийся в воздухе акробат мешает пройти.
- Наконец, изловчившись, Битюгов ныряет под акробата.
- Попадает с разгона на стоящий на дороге трамплин, который его подбрасывает.
- Битюгов, потирая спину, сидит на полу в конюшне. На него смотрит белая лошадь Альба – чудо психотехники. Битюгов умиляется.
- Встает, гладит морду психопатического чуда. Отступает назад, восхищаясь все больше и больше. В испуге оборачивается.
- Из клетки с пятью отделениями на Битюгова изо всех сил лают ученые собачки.
- Он шарахается в сторону, опирается о какие‑то прутья и, просунув туда руку, слабо улыбается своему испугу. Машинально треплет рукой по предмету, который не виден в кадре.
- Замечает, что рука его находится в клетке и треплет гриву спящего льва.
- Боясь сразу выдернуть руку, делает собачкам предостерегающие жесты, потом медленно уходит на цыпочках, как из спальни.
- Битюгов отдергивает занавеску, ведущую на арену.
Треугольник предприятия прекрасно сработался
- Слабо освещенный балаган. Пустые трибуны. Посредине арены человек в толстовке хлопает бичом. Конный жонглер работает на лошади. Держа лошадь под уздцы, бежит конюх.
Директор
- Крупно: человек с бичом.
Секретарь ячейки
- Крупно: жонглер, трясясь от движений лошади, держит в зубах палочку, на которой вертится мяч.
Председатель месткома
- Крупно: конюх бежит рядом с лошадью.
- Конюх отпускает лошадь, она бежит быстрее. Директор хлопает бичом, жонглер работает. Битюгов смотрит.
- Номер кончается. Председатель месткома останавливает лошадь. Секретарь ячейки спрыгивает на землю. Подходит Битюгов. Здоровается.
- Разговор Битюгова с циркачами. Его внимательно слушают. Он вынимает бумажку. Директор ее читает.
- Битюгов с циркачами в конторе. После разговора прощается с циркачами:
– Значит, послезавтра?
- Битюгов уходит, проходя мимо клетки льва на цыпочках. Затемнение.
- Вид строительства со стороны леса и реки. На первом плане – строящаяся плотина.
- Снег под лучами солнца разваливается, как сахар в воде.
- Из водосточного желоба вылетает на дорогу оттаявший ледяной цилиндр.
Приближение весны воспринимается по‑разному
- Под стенкой медленно пробирается худой кот с большими баками.
- Петушок пьет воду из лужи.
- Витрина кооператива с надписью: «Поступили в продажу тулупы и валенки».
- Мальчик пускает по ручейку оснащенную парусом калошу.
- Музыкант сидит на пороге черного барака и играет на своей валторне. Радом с ним чистенький франт меланхолично прислонился к стенке. Из форточки выглядывают девушка и татарин.
451а. В кабинете начальника строительства волнение, много людей. По рукам ходит бумажка. Ее лихорадочно вырывают из рук друг у друга.
- Начальник строительства подымается с места и объявляет свое решение. Все быстро покидают кабинет.
- Хлопает крыльями плоская типографская машина, опуская листовки. Затемнение.
- Вечер. Освещенный вход в цирк. Толпа. Через толпу протискивается черная бригада, предводительствуемая Битюговым.
- Билетерша. Битюгов предъявляет билеты. Один за другим проходят члены черной бригады. Они разрядились как могли.
- Цирк полон. Черная бригада размещается в ложе.
- Ложа черной бригады. У всех приподнятое и даже несколько торжественное настроение.
- Наездница делает несколько кругов по арене.
- Черная бригада аплодирует.
- Униформа кладет на арену дощатый настил.
- Оркестр играет.
- Выезжают велосипедисты, приветствуя публику.
- Номер велосипедистов. Сверкая спицами, они колесят по настилу, пересаживаются с велосипеда на велосипед, снимают руки, ездят задом и т. д.
- Выезжает велосипедист‑комик на маленьком кривом велосипеде с конским хвостом сзади и головой лошади впереди.
- Черная бригада видит комика‑велосипедиста со спины. Восторженно аплодирует.
- Комик проезжает у самой ложи черной бригады. На его груди висит табличка «Черная бригада».
- Аплодисменты в ложе замирают. Мужички, татарин, девушка, франт и музыкант остолбенело смотрят друг на друга.
- Битюгов косится на них, наблюдая, какое впечатление произвел этот номер.
- Велосипедист‑комик проделывает все свои фокусы. Его задача – показать плохую работу. Он путается среди велосипедистов, которые несутся сверкающим строем, падает, мешает, вызывает смех.
- Франт опасливо смотрит на соседей.
- Зрители смеются, аплодируют.
- Шпрехшталмейстер возглашает:
– Ученая лошадь Альба – чудо психотехники!
- Со стороны лошади бригада подвоха не ожидает, а потому несколько приободряется.
- По арене раскладывают белые таблички с цифрами.
- Артистка выводит лошадь. Лошадь кланяется.
- Артистка, обращаясь к публике:
– Покажи нам, сколько будет дважды два?
- Лошадь подходит к цифрам и вытаскивает табличку с цифрой «4».
- Артистка говорит:
– Теперь покажи, как работает черная бригада!
- Лошадь идет к цифрам.
- Члены черной бригады привстают и вытягивают шеи.
- Лошадь вытаскивает цифру «6», потом цифру «2», потом табличку со знаком «%».
- Члены черной бригады с вытянутыми лицами переглядываются.
- Под аплодисменты публики лошадь кланяется и покидает арену.
- На арену выходит Федя Смелый – белый клоун в блестках, с большим фанерным чемоданом. Располагается на арене.
- Раскрывает чемодан, вынимает кубики и с самым серьезным видом принимается их накладывать друг на друга.
- Шпрехшталмейстер подходит к клоуну и спрашивает:
– Что вы здесь делаете, гражданин Федя Смелый?
- Федя Смелый отвечает, глядя на публику:
– Я хочу выстроить электрокомбинат.
- Шпрехшталмейстер:
– Но где же ваша рабочая сила?
- Клоун показывает на вход, откуда…
490…толкая перед собой тачку, появляется его партнер Саша Бледный, загримированный франтом из черной бригады.
- Двигаясь с тачкой, он утрированно зевает, останавливается.
- Его ужимки и походка вызывают смех зрительного зала.
- Франт, не отводя глаз от клоуна, поднимается в своей ложе.
- Сосед по ложе смотрит на клоуна, потом на франта, заливается смехом, показывает на франта пальцем и сообщает соседям о своем открытии.
- Люди поднимаются с мест и заглядывают в ложу черной бригады.
- Поднимаются новые ряды зрителей.
- Оркестр перестает играть.
- Клоуны приостановили номер и смотрят на ложу черной бригады.
- Черная бригада поднимается с мест. Теперь она видна всему цирку.
- Человек кричит, перегнувшись с галерки:
Комментариев нет