– Самое главное – это темп.
- Идет уже далеко впереди всех, в увлечении не замечая, что остался один и что все остальные плетутся где‑то позади.
- Только подойдя к самой гравиемойке и энергично ухватившись за лопату, обнаруживает свое одиночество. Настроение сразу падает. Битюгов хмуро ждет прибытия бригады.
- Черная бригада вяло плетется. Председатель назидательно:
– Успеем! Всей работы не переделаешь!
- Работа черной бригады движется обычным для нее темпом. Один Битюгов старается изо всех сил.
- Прибегает женщина‑гигант с бетономешалки. Скандалит. Битюгов мечется. Затемнение.
- Касса. Выдача зарплаты. Подходит Битюгов и всовывает голову в окошечко по самые плечи.
- Голова Битюгова и кассир, просматривающий ведомость. Кассир пожимает плечами. Битюгов взволнован. Просматривает ведомость сам. Своей фамилии не находит. Кассир поднимается с места и…
264…высовываясь из окошка, показывает на…
265…черную кассу, над которой белым по черному выведено: «Здесь получает зарплату лодырь, прогульщик, лентяй».
- Битюгов долго не решается подойти к лодырной кассе. Наконец, набравшись духу, становится в очередь (одним из первых в очереди стоит франт). По соседству с кассой возвышается большая фигура рабочего, сделанная из фанеры, с преувеличенной грудью и мускулатурой. Фигура указывает пальцем на кассу.
- Мимо очереди проходит один из гигантов – бывших сотоварищей Битюгова по работе. Завидев Битюгова, делает приветственный жест и направляется к нему.
- Испуганный Битюгов, которому стыдно встретиться с кем‑либо в этой очереди, бросается из стороны в сторону.
- Гигант подходит к очереди и с удивлением видит, что Битюгов исчез. Обходит очередь со всех сторон. Битюгова нет. Гигант с недоумением оглядывается. Деваться Битюгову было некуда. Разочарованный гигант уходит.
- Из агитфигуры рабочего, отогнув лист фанеры, вылезает Битюгов. Облегченно вздыхает.
- Битюгов снова в очереди. С ужасом видит, что…
272…очередь к черной кассе собирается заснять фоторепортер.
- Битюгов поспешно стягивает с шеи шарф.
- Франт, заметив фотографа, прихорашивается и, стоя на фоне плаката, изображающего летуна с крылышками, с удовольствием позирует.
- Битюгов неузнаваем. Он стоит вполоборота к фотографу, согнувшись. Щека у него подвязана шарфом, как будто бы у него болят зубы. Шапка нахлобучена на нос.
- Фотограф делает снимок.
- Битюгов идет по улице, пряча деньги в карман. Его нагоняет веселая процессия, впереди которой тащат безобразное чучело человека и различные плакаты, касающиеся лодырей. Процессия идет с оркестром, с песнями.
- Чучело с надписью на животе «Лодырь» подымается над толпой. Его дергают за веревки, и оно дрыгает ногами.
- Битюгов радостно присоединяется к процессии.
- Он вместе со всеми поет, веселится и вообще снова чувствует себя в своей среде.
- Движется процессия.
- Процессия подходит к черному бараку.
- Только сейчас Битюгов замечает, что процессия остановилась у черного барака. Ошеломленный, он тихонько выбирается из толпы.
- Битюгов прячется за барак и из‑за угла глядит на…
285…демонстрацию, которая раскладывает костер.
- Битюгов подходит к бараку с обратной стороны. Ищет, как бы пройти внутрь не замеченным толпой. Случайно заглядывает в окно председателя барачного совета.
- Загородка председателя сквозь стекло. Спиртонос, расстегнув тулуп, задирает рубашку. Он опоясан старой автомобильной камерой, к вентилю которой приделан кран. Председатель подставляет под кран большой самовар без крышки.
- Крупно. Спиртонос открывает краник. В самовар льется водка.
- Председатель накрывает самовар крышкой и расплачивается со спиртоносом.
- Битюгов отходит от окна. Проходит в барак.
- Барак, по которому ходят отблески костра.
- У окон силуэты черной бригады, которая смотрит, как…
- … сжигают чучело прогульщика. Процессия удаляется, так как уже стемнело.
- В бараке отблески факелов постепенно уменьшаются. Становится темно.
- Битюгов поворачивает выключатель. Зажигается свет. Битюгов:
– Всегда так будем жить?
- Члены черной бригады медленно расходятся к своим койкам.
- Битюгов, понемногу разъяряясь:
– Грязь! Мерзость! Нельзя так жить! Клопы…
- Из‑за своей загородки лениво выходит председатель.
Издевательски смотрит на Битюгова. Говорит:
– В России без клопов нельзя! Даже у царя клопы были! У Николая Второго клоп жил, а ты говоришь…
- Мужички, принимаясь за ужин, очищают луковицы, шелуху бросают на пол. Мужик‑отец одобрительно:
– Что говорить. Даже архиереев клопы кусали.
- Мужик‑сын – шестнадцатилетний паренек – во всем подражает отцу: в спокойствии, в рассудительности, в так называемой крестьянской мудрости. Перегрызая луковицу, степенно, в тон отцу:
‑..Архиереев… Известное дело!
- Битюгов приходит в ярость. Срывает развешанные на веревках портянки, пинает ногой кучу мусора, хватает метлу и кричит:
– Объявляю субботник чистоты!
- Никакого впечатления. Мужики грызут луковицы. Председатель ушел к себе, хлопнув дверью. Остальные лениво разлеглись на койках.
- Битюгов решительно снимает куртку, подходит к самому концу барака и начинает мести.
- Битюгов подметает. Делает это тщательно, отлично. Он отодвигает койки, на которых безмятежно валяются люди, и залазит метлой в самые нетронутые уголки.
- Метет с увлечением. Эта работа, вообще говоря, плоская, неинтересная, в его руках делается замечательной. Ему начинаешь завидовать. Хочется самому подметать. Татарин следит за Битюговым. Его равнодушное лицо оживляется.
- Битюгов метет.
- Татарин медленно сползает с койки, неуверенно берет метлу и присоединяется к Битюгову.
- Теперь они метут оба, дружно, в такт. Затемнение.
Часть четвертая
- Тесная столовая на строительстве. Битюгов с вилкой, ложкой и двумя тарелками супа пробирается к столу.
- Садится. За столиком уже сидит девушка из черной бригады. Он ставит одну тарелку перед ней, другую придвигает к себе. Принимается есть суп. Между двумя ложками поднимает голову и видит…
312…висящий перед ним на стене санитарный плакат с изображением детских глистов и надписью: «Если сознателен ты – уничтожай детские глисты».
- С гримасой отвращения поднимается, берет обе тарелки и вместе с девушкой уходит.
- Садятся за другой столик и только собираются есть, как Битюгов видит…
315…другой санитарный плакат, с изображением больших трахомных глаз и надпись: «За едой, в театре в доме – всюду помни о трахоме». Поднимается с места и увлекает за собой девушку.
- Оба идут с тарелками и едят по дороге.
- Садятся за новый столик. Теперь он уже ничего не замечает, а на стену смотрит она.
- Сперва – плакат с изображением двух целующихся голов. Потом рамка опускается, и видна подпись: «Никогда не целуйся, это негигиенично».
- Девушка решительно поднимается, и они…
320…выходят из столовой на улицу.
- Идут по строительству. Сумерки. Оттепель.
- Молодые люди идут. Битюгов немножко обеспокоен близостью девушки.
- Выходят к реке. Вдали видна строящаяся плотина в огнях. На реке – лед. С деревьев падают тяжелые капли.
- Девушка берет Битюгова за руку.
- На шею Битюгова упала капля. Он ежится, высвобождает руку и вытирает шею платком.
- Девушка снова берет его за руку. Он нерешительно косится, но руки не отнимает.
- Подходят к большому щиту, неясно рисующемуся в полутьме.
- Девушка кладет голову на плечо Битюгова. Он растерян, не знает, что делать.
- Неожиданно на щите вспыхивают электрические лампочки. Это светящаяся карта пятилетки.
- Битюгов, обрадовавшись поводу, отрывается от девушки и хлопотливо начинает показывать и объяснять:
Комментариев нет