Барак



– Самое главное – это темп.

  1. Идет уже далеко впереди всех, в увлечении не замечая, что остался один и что все остальные плетутся где‑то позади.
  2. Только подойдя к самой гравиемойке и энергично ухватившись за лопату, обнаруживает свое одиночество. Настроение сразу падает. Битюгов хмуро ждет прибытия бригады.
  3. Черная бригада вяло плетется. Председатель назидательно:

– Успеем! Всей работы не переделаешь!

  1. Работа черной бригады движется обычным для нее темпом. Один Битюгов старается изо всех сил.
  2. Прибегает женщина‑гигант с бетономешалки. Скандалит. Битюгов мечется. Затемнение.
  3. Касса. Выдача зарплаты. Подходит Битюгов и всовывает голову в окошечко по самые плечи.
  4. Голова Битюгова и кассир, просматривающий ведомость. Кассир пожимает плечами. Битюгов взволнован. Просматривает ведомость сам. Своей фамилии не находит. Кассир поднимается с места и…

264…высовываясь из окошка, показывает на…

265…черную кассу, над которой белым по черному выведено: «Здесь получает зарплату лодырь, прогульщик, лентяй».

  1. Битюгов долго не решается подойти к лодырной кассе. Наконец, набравшись духу, становится в очередь (одним из первых в очереди стоит франт). По соседству с кассой возвышается большая фигура рабочего, сделанная из фанеры, с преувеличенной грудью и мускулатурой. Фигура указывает пальцем на кассу.
  2. Мимо очереди проходит один из гигантов – бывших сотоварищей Битюгова по работе. Завидев Битюгова, делает приветственный жест и направляется к нему.
  3. Испуганный Битюгов, которому стыдно встретиться с кем‑либо в этой очереди, бросается из стороны в сторону.
  4. Гигант подходит к очереди и с удивлением видит, что Битюгов исчез. Обходит очередь со всех сторон. Битюгова нет. Гигант с недоумением оглядывается. Деваться Битюгову было некуда. Разочарованный гигант уходит.
  5. Из агитфигуры рабочего, отогнув лист фанеры, вылезает Битюгов. Облегченно вздыхает.
  6. Битюгов снова в очереди. С ужасом видит, что…

272…очередь к черной кассе собирается заснять фоторепортер.

  1. Битюгов поспешно стягивает с шеи шарф.
  2. Франт, заметив фотографа, прихорашивается и, стоя на фоне плаката, изображающего летуна с крылышками, с удовольствием позирует.
  3. Битюгов неузнаваем. Он стоит вполоборота к фотографу, согнувшись. Щека у него подвязана шарфом, как будто бы у него болят зубы. Шапка нахлобучена на нос.
  4. Фотограф делает снимок.
  5. Битюгов идет по улице, пряча деньги в карман. Его нагоняет веселая процессия, впереди которой тащат безобразное чучело человека и различные плакаты, касающиеся лодырей. Процессия идет с оркестром, с песнями.
  6. Чучело с надписью на животе «Лодырь» подымается над толпой. Его дергают за веревки, и оно дрыгает ногами.
  7. Битюгов радостно присоединяется к процессии.
  8. Он вместе со всеми поет, веселится и вообще снова чувствует себя в своей среде.
  9. Движется процессия.
  10. Процессия подходит к черному бараку.
  11. Только сейчас Битюгов замечает, что процессия остановилась у черного барака. Ошеломленный, он тихонько выбирается из толпы.
  12. Битюгов прячется за барак и из‑за угла глядит на…

285…демонстрацию, которая раскладывает костер.

  1. Битюгов подходит к бараку с обратной стороны. Ищет, как бы пройти внутрь не замеченным толпой. Случайно заглядывает в окно председателя барачного совета.
  2. Загородка председателя сквозь стекло. Спиртонос, расстегнув тулуп, задирает рубашку. Он опоясан старой автомобильной камерой, к вентилю которой приделан кран. Председатель подставляет под кран большой самовар без крышки.
  3. Крупно. Спиртонос открывает краник. В самовар льется водка.
  4. Председатель накрывает самовар крышкой и расплачивается со спиртоносом.
  5. Битюгов отходит от окна. Проходит в барак.
  6. Барак, по которому ходят отблески костра.
  7. У окон силуэты черной бригады, которая смотрит, как…
  8. … сжигают чучело прогульщика. Процессия удаляется, так как уже стемнело.
  9. В бараке отблески факелов постепенно уменьшаются. Становится темно.
  10. Битюгов поворачивает выключатель. Зажигается свет. Битюгов:

– Всегда так будем жить?

  1. Члены черной бригады медленно расходятся к своим койкам.
  2. Битюгов, понемногу разъяряясь:

– Грязь! Мерзость! Нельзя так жить! Клопы…

  1. Из‑за своей загородки лениво выходит председатель.

Издевательски смотрит на Битюгова. Говорит:

– В России без клопов нельзя! Даже у царя клопы были! У Николая Второго клоп жил, а ты говоришь…

  1. Мужички, принимаясь за ужин, очищают луковицы, шелуху бросают на пол. Мужик‑отец одобрительно:

– Что говорить. Даже архиереев клопы кусали.

  1. Мужик‑сын – шестнадцатилетний паренек – во всем подражает отцу: в спокойствии, в рассудительности, в так называемой крестьянской мудрости. Перегрызая луковицу, степенно, в тон отцу:

‑..Архиереев… Известное дело!

  1. Битюгов приходит в ярость. Срывает развешанные на веревках портянки, пинает ногой кучу мусора, хватает метлу и кричит:

– Объявляю субботник чистоты!

  1. Никакого впечатления. Мужики грызут луковицы. Председатель ушел к себе, хлопнув дверью. Остальные лениво разлеглись на койках.
  2. Битюгов решительно снимает куртку, подходит к самому концу барака и начинает мести.
  3. Битюгов подметает. Делает это тщательно, отлично. Он отодвигает койки, на которых безмятежно валяются люди, и залазит метлой в самые нетронутые уголки.
  4. Метет с увлечением. Эта работа, вообще говоря, плоская, неинтересная, в его руках делается замечательной. Ему начинаешь завидовать. Хочется самому подметать. Татарин следит за Битюговым. Его равнодушное лицо оживляется.
  5. Битюгов метет.
  6. Татарин медленно сползает с койки, неуверенно берет метлу и присоединяется к Битюгову.
  7. Теперь они метут оба, дружно, в такт. Затемнение.

 

Часть четвертая

 

  1. Тесная столовая на строительстве. Битюгов с вилкой, ложкой и двумя тарелками супа пробирается к столу.
  2. Садится. За столиком уже сидит девушка из черной бригады. Он ставит одну тарелку перед ней, другую придвигает к себе. Принимается есть суп. Между двумя ложками поднимает голову и видит…

312…висящий перед ним на стене санитарный плакат с изображением детских глистов и надписью: «Если сознателен ты – уничтожай детские глисты».

  1. С гримасой отвращения поднимается, берет обе тарелки и вместе с девушкой уходит.
  2. Садятся за другой столик и только собираются есть, как Битюгов видит…

315…другой санитарный плакат, с изображением больших трахомных глаз и надпись: «За едой, в театре в доме – всюду помни о трахоме». Поднимается с места и увлекает за собой девушку.

  1. Оба идут с тарелками и едят по дороге.
  2. Садятся за новый столик. Теперь он уже ничего не замечает, а на стену смотрит она.
  3. Сперва – плакат с изображением двух целующихся голов. Потом рамка опускается, и видна подпись: «Никогда не целуйся, это негигиенично».
  4. Девушка решительно поднимается, и они…

320…выходят из столовой на улицу.

  1. Идут по строительству. Сумерки. Оттепель.
  2. Молодые люди идут. Битюгов немножко обеспокоен близостью девушки.
  3. Выходят к реке. Вдали видна строящаяся плотина в огнях. На реке – лед. С деревьев падают тяжелые капли.
  4. Девушка берет Битюгова за руку.
  5. На шею Битюгова упала капля. Он ежится, высвобождает руку и вытирает шею платком.
  6. Девушка снова берет его за руку. Он нерешительно косится, но руки не отнимает.
  7. Подходят к большому щиту, неясно рисующемуся в полутьме.
  8. Девушка кладет голову на плечо Битюгова. Он растерян, не знает, что делать.
  9. Неожиданно на щите вспыхивают электрические лампочки. Это светящаяся карта пятилетки.
  10. Битюгов, обрадовавшись поводу, отрывается от девушки и хлопотливо начинает показывать и объяснять:





Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *