– Черная бригада!
- Молодой парень, комсомолец, свистит, заложив в рот два пальца.
- Члены черной бригады ошеломлены.
- На ногах весь цирк. Общий свист.
Часть шестая
- Расстроенное бледное лицо татарина.
- Злое, сосредоточенное лицо девушки.
- Музыкант закрывает лицо руками.
- Цирк. Все глядят на черную бригаду.
- Франт прячется за спину Битюгова. Битюгов выталкивает его вперед.
508а. Цирк. Внезапно все головы поворачиваются в другую сторону – к оркестру.
- В оркестре стоит конюх – председатель месткома, взметнув обе руки с пачками листовок. Кричит:
– Товарищи! Аврал!!
- Конюх говорит. Зрители стекаются на арену.
- Оратор швыряет из оркестра листовки.
- Листовки подхватывают, читают.
- Крупно: листовка с кусками заголовков: «Ранняя весна угрожает плотине…»; «Срок окончания плотины сокращается на 10 дней…»; «От тебя зависит судьба строительства…»; «Все, немедленно…».
- Оратор отчаянно жестикулирует.
- Зрители покидают места. Бегут к выходу.
- Толкаются у выхода.
- Цирк пустеет.
- Черная бригада столпилась в своей ложе. О ней уже все забыли.
- Пустые трибуны. Через арену бегут циркачи, натягивая на ходу пальто и шапки.
- Пустая скамья, под которой валяется позабытая кем‑то варежка.
- Франт, передернувшись, как от удара, срывается с места и выбегает из ложи.
- За ним бегут остальные.
- Ночь. Огни строительства. Со всех сторон движутся людские потоки.
- Бегут отдельные группы.
- Тяжелым, мерным шагом движется бригада гигантов.
- Бежит человек с портфелем. Он в фуражке, в полушубке, в сапогах. Его туалет в полном порядке, если не считать подтяжек, которые болтаются сзади. Он не успел их застегнуть.
- Пробегают циркачи.
- Толпой проносятся деятели искусств.
- Фоторепортер с аппаратом и лопатой.
- Зажигаются прожекторы на плотине.
- Площадка бетонных работ.
- Рабочие разбегаются по местам. Кутерьма приобретает характер организованности.
- Черная бригада принимается за работу на гравиемойке.
- Франт бегом везет тачку.
- У бетономешалки. Опрокидывает тачку в ковш и быстро поворачивает назад. На его месте мгновенно появляется музыкант. Высыпает гравий рядом с ковшом. За ним виднеется татарин с тачкой.
- Лихорадочная работа на гравиемойке. Работает Битюгов, отдавая распоряжения.
- Тяжело нагруженный конвейер.
- Общий вид штурмовой ночи на плотине.
- Утро. Парикмахер открывает дверь, не глядя снимает табличку «Приема нет» и делает успокоительный жест. Смотрит – и не верит своим глазам.
- Перед дверью и на улице нет ни души.
- Мимо парикмахерской проносится мальчишка. Парикмахер кричит ему вдогонку. Мальчик, обернувшись на бегу, отвечает.
- Парикмахер мечется по своему заведению. Потом исчезает в задней комнате. Сейчас же появляется оттуда с лопатой в руке.
- Бежит по пустой улице с лопатой.
- Скамейка в цирке. Та же варежка. Та же пустота.
- На груде строительного мусора расставлен складной столик писателя. Рядом с ним складной стул. На столике – рукопись, автоматическая ручка и пресс‑папье. Писателя нет.
- Ветер листает страницы романа «Стальное вымя».
Счастливый эпилог романа «Стальное вымя»
- Писатель в шубе, шапке и калошах работает лопатой – нагружает песок на грузовик.
- Писатель сбрасывает шубу, плюет на ладони и с удвоенным жаром принимается за работу. За писателем открывается вид работ.
- Доска соревнования с колонкой цифр. Внизу надпись: «Черная бригада – 62 %». Рука с тряпкой стирает «62» и пишет «115».
- Работающая в прекрасном темпе черная бригада.
- Битюгов, работающий не разгибаясь, на секунду останавливается и вытирает пот.
- На него набрасывается мужичок‑отец, требуя, чтобы он не прекращал работы.
- Мужичок‑сын копирует поступок отца.
- Битюгов смеется, принимается за работу.
- Франт вываливает тачку на горку гравия.
- Бетономешалка гигантов. Гиганты оглядываются. Насыпь гравия возле ковша растет, и гиганты не могут ее одолеть.
Третий день аврала
- Гора гравия, за которой виден только верх бетономешалки.
- Гиганты с ужасом смотрят на гору гравия. Стараются изо всех сил.
- Один за другим – франт, музыкант и татарин – на бегу выворачивают полные тачки на насыпь.
- Рука с тряпкой стирает на доске против черной бригады цифру «195» и пишет «200».
- Черную бригаду окружают фотографы и журналисты.
Последний замес
- Вертится барабан бетономешалки. Вываливается бетон. Останавливается.
- Франт на дороге останавливает тачку. Садится на нее.
564‑566. В разных концах площадки бросают работу.
- Останавливается гравиемойка. На переднем плане собирается вся черная бригада.
- Шеренга черной бригады. Первым стоит татарин. Последней – девушка.
- Битюгов обнимает и целует татарина, потом следующего – музыканта, потом – мужичков и франта. Когда он обнимает франта, девушка переходит на другой конец шеренги и останавливается там.
- Битюгов с раскрытыми объятиями перед пустым местом.
- Растерянно смотрит и видит девушку в другом конце шеренги.
- Снова решительно начинает поцелуйный обряд в обратном порядке.
- Приближается к девушке. Она снова переходит.
- Выпускает из объятий удивленного татарина. Печально смотрит на пустое место.
- Направляется прямо к девушке.
- Битюгов против девушки. Хочет ее поцеловать. Она отстраняется. Говорит:
– Как? Целоваться в такую великую эпоху?
- Битюгов печально отходит. Видит женщину‑гиганта, которая подошла и протягивает ему руку.
- Обнимает женщину‑гиганта. Скрывается в ее могучих объятиях.
Комментариев нет