Село Степанчиково и его обитатели



– Нет, дядюшка; почему же не верить?

И я с жаром начал говорить о том, что в самом падшем создании могут еще сохраниться высочайшие человеческие чувства; что неисследима глубина души человеческой; что нельзя презирать падших, а, напротив, должно отыскивать и восстановлять; что неверна общепринятая мерка добра и нравственности и проч. и проч., – словом, я воспламенился и рассказал даже о натуральной школе; в заключение же прочел стихи:

 

Когда из мрака заблужденья…

 

Дядя пришел в необыкновенный восторг.

– Друг мой, друг мой! – сказал он, растроганный, – ты совершенно понимаешь меня и еще лучше меня рассказал все, что я сам хотел было выразить. Так, так! Господи! почему это зол человек? почему я так часто бываю зол, когда так хорошо, так прекрасно быть добрым? Вот и Настя то же самое сейчас говорила… Но посмотри, однако ж, какое здесь славное место, – прибавил он, оглядываясь вокруг себя, – какая природа! какая картина! Экое дерево! посмотри: в обхват человеческий! Какой сок, какие листья! какое солнце! как после грозы‑то все вокруг повеселело, обмылось!.. Ведь подумаешь, что и деревья понимают тоже что‑нибудь про себя, чувствуют и наслаждаются жизнью… Неужели ж нет – а? как ты думаешь?

– Очень может быть, дядюшка. По‑своему, разумеется…

– Ну да, разумеется, по‑своему… Дивный, дивный творец!.. А ведь ты должен хорошо помнить весь этот сад, Сережа: как ты тут играл и бегал, когда был маленький! Я ведь помню, когда ты был маленький, – прибавил он, смотря на меня с неизъяснимым выражением любви и счастья. – Тебе только к пруду не позволяли ходить одному. А помнишь, один раз, вечером, Катя‑покойница подозвала тебя и стала тебя ласкать… Ты все бегал в саду перед этим и весь разрумянился; волоски у тебя такие светленькие, в кудряшках… Она ими играла‑играла, да и сказала: «Это хорошо, что ты его, сиротку, к нам взял». Помнишь иль нет?

– Чуть‑чуть, дядюшка.

– Тогда еще вечер был, и солнце на вас обоих так светило, а я сидел в углу и трубку курил да на вас смотрел… Я, Сережа, каждый месяц к ней на могилу, в город, езжу, – прибавил он пониженным голосом, в котором слышались дрожание и подавляемые слезы. – Я об этом сейчас Насте говорил: она сказала, что мы оба вместе будем к ней ездить…

Дядя замолчал, стараясь подавить свое волнение.

В эту минуту к нам подошел Видоплясов.

– Видоплясов! – вскричал дядя, встрепенувшись. – Ты от Фомы Фомича?

– Нет‑с, я более по своей надобности‑с.

– А, ну и славно! вот и узнаем про Коровкина. А я ведь еще давеча хотел спросить… Я ему, Сережа, велел там наблюдать, Коровкина‑то. В чем дело, Видоплясов?

– Осмелюсь доложить, – сказал Видоплясов, – что вчера вы изволили упомянуть‑с насчет моей просьбы‑с и обещать мне ваше высокое заступление от ежедневных обид‑с.

– Неужели ты опять про фамилию? – вскричал дядя в испуге.

– Что ж делать‑с? Ежечасные обиды‑с…

– Ах, Видоплясов, Видоплясов! что мне с тобой делать? – сказал с сокрушением дядя. – Ну, какие тебе могут быть обиды? Ведь ты просто с ума сойдешь, в желтом доме жизнь кончишь!

– Кажется, я умом моим‑с… – начал было Видоплясов.

– Ну то‑то, то‑то, – перебил дядя, – я, братец, это так говорю, не в обиду тебе, а в пользу. Ну какие там у тебя обиды? Бьюсь об заклад, какая‑нибудь дрянь?

– Проходу нет‑с.

– От кого?

– От всех‑с и преимущественно через Матрену‑с. Через нее я моею жизнию страдать пошел‑с. Известно‑с, что все отличительные люди‑с, кто сызмалетства еще меня видел, говорили, что я совсем на иностранца похож, преимущественно чертами лица‑с. Что же, сударь? Из‑за этого мне теперь и проходу нет‑с. Как только я мимо иду‑с, все мне следом кричат всякие дурные слова‑с; даже ребятишки маленькие‑с, которых надо прежде всего розгами высечь‑с, и те кричат‑с… Вот и теперь, когда я сюда шел, кричали‑с… Мочи нет‑с. Защитите, сударь, вашим покровом‑с!

– Ах, Видоплясов!.. Ну да что ж они такое кричат? Верно, глупость какую‑нибудь, на которую не надо и внимания обращать.

– Неприлично будет сказать‑с.

– Да что именно?

– Омерзительно выговорить‑с.

– Да уж говори!

– Гришка‑голанец съел померанец‑с.

– Фу, какой человек! Я думал и бог знает что! А ты плюнь да мимо и пройди.

– Плевал‑с: еще больше кричат‑с.

– Да послушайте, дядюшка, – сказал я, – ведь он жалуется на то, что ему житья нет в здешнем доме. Отправьте его, хоть на время, в Москву, к тому каллиграфу. Ведь он, вы говорили, у каллиграфа какого‑то жил.

– Ну, брат, тот тоже кончил трагически!

– А что?

– Они‑с, – отвечал Видоплясов, – имели несчастье присвоить себе чужую собственность‑с, за что, несмотря на весь их талант, были посажены в острог‑с, где безвозвратно погибли‑с.

– Хорошо, хорошо, Видоплясов: ты теперь успокойся, а я все это разберу и улажу, – сказал дядя, – обещаю тебе! Ну что Коровкин? спит?

– Никак нет‑с, они сейчас изволили отъехать‑с. Я с тем и шел доложить‑с.

– Как отъехать? Что ты? Да как же ты выпустил? – вскричал дядя.

– По добродушию сердца‑с; жалостно было смотреть‑с. Как проснулись и вспомнили весь процесс, так тогда же ударили себя по голове и закричали благим матом‑с…

– Благим матом!..

– Почтительнее будет выразиться: многоразличные вопли испускали‑с. Кричали: как они представятся теперь прекрасному полу‑с? а потом прибавили: «Я не достоин рода человеческого!» – и все так жалостно говорили‑с, в отборных словах‑с.

– Деликатнейший человек! Я говорил тебе, Сергей… Да как же ты, Видоплясов, пустил, когда именно тебе я велел стеречь? Ах, боже мой, боже мой!

– Более через сердечную жалость‑с. Просили не говорить‑с. Их же извозчик лошадей выкормил и запрег‑с. А за врученную, три дня назад, сумму‑с велели почтительнейше благодарить‑с и сказать, что вышлют долг с одною из первых почт‑с.

– Какую это сумму, дядюшка?

– Они называли двадцать пять рублей серебром‑с, – сказал Видоплясов.

– Это я, брат, ему тогда дал взаймы, на станции: у него недостало. Разумеется, он вышлет с первой же почтой… Ах, боже мой, как мне жаль! Не послать ли в погоню, Сережа?

– Нет, дядюшка, лучше не посылайте.

– Я сам то же думаю. Видишь, Сережа, я, конечно, не философ, но я думаю, что во всяком человеке гораздо более добра, чем снаружи кажется. Так и Коровкин: он не вынес стыда… Но пойдем, однако ж, к Фоме! Мы замешкались; может оскорбиться неблагодарностью, невниманием… Идем же! Ах, Коровкин, Коровкин!

 

Роман кончен. Любовники соединились, и гений добра безусловно воцарился в доме, в лице Фомы Фомича. Тут можно бы сделать очень много приличных объяснений; но, в сущности, все эти объяснения теперь совершенно лишние. Таково, по крайней мере, мое мнение. Взамен всяких объяснений скажу лишь несколько слов о дальнейшей судьбе всех героев моего рассказа: без этого, как известно, не кончается ни один роман, и это даже предписано правилами.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *