Спустя шесть месяцев я решилась поговорить с папой о своем будущем.
Учебный год близился к концу. В дневнике стояли одни пятерки, я была президентом школы, вес держался на идеальной отметке. Но с одноклассниками не сложилось. Они явно мечтали меня убить. Дорога до школы занимала час и столько же обратно. Я возила с собой кучу учебников, иногда используя папин «командировочный» чемодан, чтобы вместить все нужное. Я стремилась быть идеальной, чтобы понравиться всем.
Кроме себя.
Гнетущее предынститутское состояние сподвигло меня на разговор.
– Пап, не могу больше в школе, – сказала я. – Можно отправить меня в экстернат?
И заплакала.
Не повторяйте
Девятый класс в новой школе обернулся безумным стрессом. Я давно уже решила, что должна работать с финансами, – это казалось чем‑то очень «твердым» и хорошим. «Профессия бухгалтера всегда прокормит» – обычные мысли очень ответственного ребенка. Я была очень ответственной и не хотела подводить родителей, поэтому совершенно точно знала: хочу поступить в Финансовую Академию, на факультет «Учет и аудит». Мне требовался год, который я могла бы посвятить исключительно подготовке к поступлению. Именно поэтому я решила закончить оставшиеся два класса экстерном.
– Ты точно хочешь стать бухгалтером? – спрашивали родители.
«Я не знаю, кем мне стать» – самая распространенная проблема после «я не знаю, как начать жить». Со временем я выяснила, что этот вопрос, как и другие серьезные вопросы, решается постепенно. Методом перебора. Главное – делать все по‑настоящему и быть полезной. Но тогда я не оставила себе возможности выбора. Я не попыталась ответить на вопрос: «Что я люблю?» Меня больше волновало, «что нужно делать, чтобы заработать денег и понравиться папе». Слово «люблю» оказалось вычеркнуто за ненадобностью.
А ведь выбор профессии – очень важная вещь. Несмотря на то что большинство знаний, которые люди получают в школе или вузе, – вопрос кругозора и интеллекта, именно с этого во многих семьях начинается переломный момент. Заканчивая школу, ребенок еще не понимает, кем хочет стать, но репетиторы и подготовительные курсы не ждут, поэтому родители и дети готовы выбрать самый безопасный вариант.
Я забыла написать «быть счастливой и радоваться жизни», потому что это в мои планы на ближайшие годы не входило.
Я поступила так же. Я прочла много книг, но ничего не знала о жизни. Социальных сетей не было, интернет находился в зачаточном состоянии. Главным примером всегда были родители и ближайшее окружение. Мысли о том, что однажды начнется взрослая жизнь, больше пугали, чем вдохновляли. Я уяснила одно: если не научусь зарабатывать деньги – будет сложно.
О профессии бухгалтера я знала только, что нужно иметь дело с документами и что, если забеременеешь – можно работать из дома. Именно так говорила мамина подруга‑бухгалтер тетя Света. Другие, «несерьезные» профессии мною даже не рассматривались.
Но самое главное – эту идею горячо поддержал папа. Он сказал: однажды мы сможем работать вместе. «Конечно! Конечно, я хочу стать бухгалтером, раз это именно то, что нужно, чтобы понравиться тебе!» – подумала я.
ВАЖНЫЙ ВЫВОД:
Жизнь одна. Не две, не полторы, а точно одна. И ее не стоит проживать по предлагаемому кем‑то шаблону. Шаблону хорошей девочки с правильным весом и идеальным обхватом талии. Или шаблону крутого специалиста с солидной зарплатой. Пусть вам хватит смелости прожить свой собственный вариант жизни. Жизни, полной настоящей любви – к себе, близкому человеку и своему делу.
Великолепное решение
В результате осенью я начала учиться в экстернате, чему была безумно рада. Автономия, концентрация на математике, географии и английском. Сладкий вакуум одиночества. Здесь не нужно было учиться идеально – красный диплом за девятый класс у меня уже был, а медалей экстернатура не предполагала.
С этого момента мои будни превратились в забег до экстерната дважды в неделю. В остальное время я готовилась к поступлению дома или ездила на курсы при Финансовой Академии.
География, математика и английский. Уже тогда стало понятно, что выбранные предметы – нелюбимые и сложные. Но я продолжала зубрить, хотя ощущение, что я идиотка, не покидало меня ни на минуту.
Весной пришло время поступать в институт. Я сдала все экзамены на отлично и стала студенткой.
Глава 3
Институт
Минус: сложно, но я хорошо учусь и работаю;
Плюс: стажируюсь в «Ernst&Young»;
Музыка: Nelly Furtado – Say it Right.
Счастливый билет
Вы когда‑нибудь писали стихи, чтобы запомнить принципы бухгалтерского учета? Я – да.
Будь со мной единым целым
Сейчас ни к чему самостоятельность
Регистрируй любовь мою первую
Непрерывно, а не по обстоятельствам
Наши чувства квантифицируют
Когда соответственно все закончится
Все в этом мире ведь относительно
Дополняй меня, верь, контролируя,
И тогда все станет ясным и по‑детски непротиворечивым.
Мне шестнадцать. Серое платье‑футляр, атласная лента в волосах, туфли на каблуках. Учиться в нашем институте очень почетно. Красивое и серьезное здание, лучшие преподаватели в области финансов, знаменитые выпускники. Дети обеспеченных родителей, приезжающие на машинах, обычные дети, иностранные студенты – все, что только можно представить.
Аура элитарности, науки и пиетета. Но я не часть этого. Некая сущность, вынесенная за скобки.
Первые три года я училась как одержимая. Я совершенно не воспринимала лекции на слух, поэтому старательно их записывала и учила наизусть. Пришлось смириться с тем, что выбранное дело не близко мне по духу, ведь в будущем оно должно было приносить доход.
В тридцатиградусный мороз я одна из всей группы приехала на консультацию по бухгалтерскому учету. Несмотря на то что я, как обычно, вызубрила конспект, задачи мне не давались. Призналась в этом преподавателю. Она проникновенно посмотрела на меня и сказала, что важно только понять про дебет и кредит, а потом спокойно и последовательно объяснила мне смысл этих двух понятий.
Бухучет я сдала на «пять».
ВАЖНЫЙ ВЫВОД:
Никогда не бойтесь признаваться, что чего‑то не знаете или не понимаете. Замкнутость не помогает ни в учебе, ни в жизни.
После поступления я еще сильнее ушла в себя, при этом испытывала горячую благодарность к миру и родителям за выбор вуза. Мне казалось, я вытянула счастливый билет, поэтому училась так, как, думаю, нельзя учиться тем, кто хочет остаться здоровыми физически и эмоционально.
В то время я постоянно ходила в длинных платьях и очень боялась носить брюки. Стеснялась себя и своего тела. Если кто‑то смотрел на меня, я краснела и терялась, если заговаривал – готова была упасть в обморок. Я боялась сойтись с кем‑то близко, чтобы дружба не отняла у меня время на учебу, которая и так давалась нелегко.
Комментариев нет