Обычно подполиматами понимают универсальных людей, одаренных вразных областях. Какни странно, эти удивительные личности, наделенные почти сверхъестественными способностями, почти неизучены какявление. Книга известного историка Питера Бёрка– удачная попытка восполнить этот пробел. Согласно его определению, полиматы– непросто эрудиты сширокими интересами, аученые, обладающие энциклопедическими знаниями опредмете илиего существенном сегменте. Вчем состоит их уникальность иможноли их классифицировать? Какие черты– врожденные илиприобретенные– способствуют полиматии? Насколько важны дляэтих людей социокультурные иэкономические условия, вкоторых они живут иработают? Какна них влияют технический прогресс иинформационный взрыв? Выживутли полиматы как«вид» вусловиях углубляющейся специализации? Питер Бёрк ищет ответы наэти идругие вопросы, исследуя историю и«среду обитания» полиматов– отПифагора доДжареда Даймонда, отЛеонардо даВинчи доСьюзен Сонтаг. «Впоследние годы термин „полимат“, раньше применявшийся только вотношении ученых, распространился налюдей, чьи достижения простираются отспорта дополитики… Однако вэтой книге мы сосредоточимся все-таки наакадемическом знании, которое ранее именовалось „ученостью“». «Наперсональном уровне важен вопрос отом, что двигало этими людьми. Былали это простая, новсепоглощающая любознательность, то самое августианское „только чтобы узнать“, иличто-то еще лежало воснове того, что политолог Гарольд Лассуэлл всвоих мемуарах назвал „страстью квсезнанию“? Что заставляло их переходить отодной науки кдругой? Быстрая потеря интереса илиневероятная степень открытости ума? Где полиматы находили время исилы длясвоих разносторонних занятий? Начто они жили?» «Вкниге пойдет речь оЕвропе иобеих Америках сXVстолетия идо наших дней. Она начинается сuomo universale эпохи Возрождения, ноосновное внимание вней уделено долгосрочным последствиям того, что можно назвать двумя кризисами учености, первый изкоторых пришелся насередину XVII, авторой– насередину XIXвека. Оба были связаны сшироким распространением книг (пока еще рано говорить одолгосрочных последствиях третьего кризиса, вызванного цифровой революцией). Все три кризиса привели ктому, что можно назвать информационным взрывом– какв смысле стремительного распространения знаний, так ив смысле их фрагментации». Длякого Книга предназначена дляширокого круга любознательных читателей, вособенности тех, кого интересуют вопросы социологии, философии, культуры, развития личности иистории науки.
Читать онлайн
Комментариев нет