Большевизм был как бы мессианским движением, которое стремилось к радикальной трансформации общества и созданию идеального мира на Земле. Для достижения цели стать «новым человеком» каждый член движения должен был изменить себя с помощью коммунистической этики, осознать свои недостатки и преодолеть свои сомнения. Основная практика большевизма заключалась в анализе собственной личности, то, что Мишель Фуко назвал «коммунистической герменевтикой». Говорить о своих мыслях и намерениях, писать автобиографии, письма и дневники помогало раскрыть внутренний мир человека, который был скрыт от общественного взора. Халфин исследует поэтику большевистских эго-документов и демонстрирует, как они отражают движение от тьмы к свету и обращение в новую веру. С течением времени товарищеские суды и дискуссии о «прегрешениях» членов партии уступили место реальным политическим процессам, в которых «неправильные» коммунисты, особенно троцкисты, были признаны контрреволюционерами. Сочетая анализ автобиографий с изучением коммунистической психологии, социологии и политики самосовершенствования большевиков, автор убедительно демонстрирует, как формировались предпосылки для Большого террора.
Читать онлайн
Комментариев нет