Ваш интернет-магазин от А до Я


Еще один пример, который я хочу привести на эту тему, – это добавление в ассортимент Аудиомании, занимавшейся до этого исключительно техникой, виниловых пластинок. Выяснилось, что поведение покупателей винила значительно отличается от покупателей техники, поэтому нам пришлось создать «магазин в магазине», который значительно отличается от остального сайта как внешне, так и внутренне. Со своим отдельным поиском, навигацией, инструментами сортировки, фильтрами и многим другим. Только карточки товара остались такими же, правда, мы добавили ссылки на треки на сервисе «Яндекс. Музыка», чтобы потенциальные покупатели новых для себя исполнителей или альбомов любимой группы смогли послушать музыку до покупки. Такого не было на тот момент ни у одного из конкурентов.

 

 

 

Продолжая тему ниши, нельзя не обсудить вопрос внутренней товарной конкуренции. Совершенно нормальное явление, когда различные товары конкурируют между собой, ведь не только мы – продавцы боремся за клиента, но и производителю интересно, чтобы его товары покупали лучше и больше. Клиенту не всегда просто выбрать, так как разница неочевидна. А декларируемые в рекламных материалах или описаниях на сайте функционал и выгоды не всегда можно напрямую сравнить. Чаще всего как раз бывает наоборот. Производители «отстраиваются» друг от друга, транслируя разные выгоды для аналогичных товаров. В итоге может случиться так, что клиент покидает магазин, так и не остановившись ни на одном из вариантов. Потребность у него осталась, поэтому, возможно, он пойдёт в другую торговую точку, где с ассортиментом «попроще» – или понятнее объясняют разницу.

Как‑то я зашёл в достаточно популярный спортивный магазин, чтобы купить коньки. Ассортимент был просто огромен, но, хвала маркетологам этой компании, каждая модель была снабжена простыми и понятными характеристиками: «удобство», «безопасность», был также и рейтинг: «новичок», «средний уровень», «профессионал». В результате широчайший ассортимент перестал быть обузой – он разложился по целевым аудиториям, стал прозрачен, так как выбирать практически одинаковые на вид товары, отличающиеся, казалось бы, только стоимостью, стало гораздо легче.

Конечно же, бывают исключения, например, когда производители ведут активную рекламу. В этом случае логично предложить клиенту самому выбрать, какому бренду он больше доверяет, но наличие в данном случае кого‑то третьего, четвёртого, пятого может стать дополнительным барьером для покупателя. Особенно это заметно в гипермаркетах электроники, где представлено огромное количество техники, а консультанта, который, по идее, должен помочь с выбором, не дозовёшься. А если удастся его поймать, то в лучшем случае он скажет что‑то типа: «Вот этот – отличный, его хорошо покупают». Конечно, покупают, если всем его рекомендовать, особенно когда за его продажи дают премию.

Но тут всплывает еще одна история – мерчендайзинг, то есть наука о размещении товаров на полках и в торговом зале. Один бренд может быть умышленно представлен в более выгодном свете, чем другой. Например, кофемашина может действовать, ею можно воспользоваться и выпить кофе, не отходя от прилавка. Этот товар сразу получает преимущество по сравнению с другим, упакованным в коробку и стоящим на полке ниже. Если вы думаете, что мерчендайзинг – это только для оффлайна, ошибаетесь. Об этом подробнее я расскажу в главе про формирование структуры каталога.

Итак. Теперь вы точно знаете, что будете строить. Собрались с силами и готовы найти на всё это ресурсы.

 

Настало время для «тонкой настройки». Здорово, если вы хорошо знаете рынок. Какие товары более популярны, какие – не очень. Где высокая конкуренция, где еще можно заработать на «хлеб с маслом и икрой», а где придётся бороться за каждую копейку маржи. Если же нет, стоит применить инструмент, который создан совсем не для этого. Популярность и анализ спроса на товары, категории и бренды можно оценить при помощи сервиса подбора ключевых слов для контекстной рекламы – Wordstat от Яндекс.

Этот сервис демонстрирует статистику запросов на Яндексе, включающих заданное вами слово или словосочетание, в месяц. Например, набрав в этом сервисе фразу «акустические системы», вы узнаете, сколько людей ищут в том или ином контексте что‑либо с этой фразой. Вместе с этим вы увидите популярные сочетания.

Используя названия брендов вкупе с их основными категориями, вы сможете сравнить их востребованность аудиторией Яндекса. Также есть возможность отслеживать тренды – повышение или понижение спроса на конкретные группы товаров или бренды.

Это очень мощный инструмент, если только не забывать четыре важные вещи.

 

  1. Сезонность

 

У любого товара есть сезонность в спросе. Более или менее заметная, но есть. Wordstat может показать историю запросов. По нему можно прикинуть, есть ли ярко выраженная сезонность спроса.

 

 

 

Вот пример. Глинтвейном действительно не интересуются летом. Зато осень – зима – самое то.

 

  1. Одно и то же могут называть по‑разному

 

Многие категории товаров могут именоваться по‑разному. Есть общеупотребительные слова, есть сленг, есть синонимы. До начала анализа конкретных категорий постарайтесь выяснить наиболее часто встречающиеся варианты их названий, которые используют люди при поиске в Сети. Это может помочь также и в правильном именовании категорий на сайте, но об этом чуть позже.

 

  1. Сформированный спрос – это не гарантия успешных продаж

 

Если вы заметили, что товар под одним брендом сильно популярнее другого, не спешите с выводами. Возможно, этим товаром торгуют все ваши конкуренты, причём с небольшой наценкой. Будет очень непросто пытаться отхватить себе «кусок пирога» на весьма плотном рынке. Это еще предстоит выяснить при помощи других инструментов.

 

  1. Если сформированный спрос отсутствует, это не значит, что этот товар нельзя продавать

 

Если выяснилось, что товар, которым вы собирались торговать, почти никто не ищет, не отчаивайтесь. Да, продавать товары при помощи рекламных средств, ориентированных на готовых покупателей, легче технически, но если ваш товар имеет потенциал, то у вас есть возможность «снять сливки», немного вложив в его продвижение. Это не так же просто, зато даёт большую выгоду по сравнению с выходом на уже «окученный» рынок. Правда, будьте готовы к тому, что за вами сразу же выстроится очередь из желающих продавать тот же товар, паразитируя на ваших вложениях в его рекламу.

Теперь можно оценить уровень конкуренции. Для этого воспользуемся еще одним инструментом Яндекса. Для начала заходим в поиск и набираем нужную нам ключевую фразу. Например, «наушники b&w»:

 

 

 

Справа мы видим ссылку «Показать все». Теперь мы сможем увидеть все объявления, размещенные в системе контекстной рекламы Яндекс.Директ. Собственно, этот параметр и может продемонстрировать вам примерный уровень конкуренции.

Только имейте в виду, что в этом списке могут присутствовать объявления неграмотных рекламодателей, в данном примере – размещающиеся по слову «наушники» без указания бренда.

Теперь вы не только знаете, насколько высока конкуренция, но и видите всех своих заметных потенциальных конкурентов. Выстроив два параметра – спрос и конкуренцию – в две строчки в «Экселе», вы сможете посчитать коэффициент приоритета вашего интереса к тем или иным брендам или категориям. А если добавить сюда потенциальную маржу, основанную на ваших знаниях о приходной цене товара и розничной у конкурента, то получатся весьма интересные данные.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *