Пес



– Но вы же мне тогда сказали: «Есть!» – командир временами все еще не верит своему счастью.

– А что я мог сказать, товарищ командир, на то, что вы приказали мне все это устранить? Все в курсе того, что мы на этой лодке идем в море на одном честном слове. Штаб – в курсе, Северный флот – в курсе, Москва – в курсе.

Командир выглядел довольно жалко.

– Хорошо, в присутствии начальника штаба еще раз доложите о состоянии материальной части – вялая попытка прийти в себя.

– Компрессоры не в строю. Надо кольца менять, а это работа не на один день и не в море. То есть в море сейчас мы с одним компрессором, и ВВД мы будем пополнять сутки.

– Что еще?

– На правом валу надо подшипник менять.

– То есть вы застопорите мне линию вала?

– Пока не поменяем подшипник. Если он у нас рассыплется, товарищ командир, то тогда… как бы мы тогда весь вал не поменяли.

– Хорошо, еще что?

– Батарея старая.

– Что еще?

– Второй запор по вдувной вентиляции…

– Что второй запор?

– Плохо закрывается.

– И что?

– Надо регулировать.

– Что еще?

– Остальное по ходу дела.

– То есть нас ждут сюрпризы?

– Нас ждут сюрпризы, товарищ командир.

Как только они остались вдвоем с начальником штаба, командир немедленно на него напустился:

– И ты все это знал?

– Ну, вообще-то я начальник штаба, и вам, товарищ командир, так обращаться ко мне не положено. Что значит «ты знал»?

Начштаба говорит все это, наблюдая в перископ за целями, он еще и успевает подавать команды в центральный пост насчет изменения курса:

– Поворот вправо на курс сто двадцать градусов!

– Есть поворот вправо на курс сто двадцать! – репетовал центральный.

– Хватит кривляться, товарищ начальник штаба! Мы же за одной партой сидели! И одно училище, между прочим, заканчивали в один и тот же год!

– Между прочим, между дрочим, – задумчиво тянет начштаба, не отрываясь от перископа.

– Друг детства!

– А вот это ты прав! – начштаба ни на секунду не выпускал из вида обстановку вокруг. – Друг! Можно сказать, даже детства! Что творят! Что творят, мерзавцы! А? Нет, ты посмотри, что они творят!

– Видел я, что они творят! Как я на боевую службу пойду?!!

– Пойдешь! Еще как пойдешь! В академию же хочешь? – начштаба все еще в перископе. – Вот и пойдешь. Родина прикажет – и не на таком дерьме пойдешь! А как вы хотели? И рыбку съесть, и не оступиться? Центральный!

– Есть!

– Что там с ВВД?

– Пополняем!

– Вот видишь, пополняют. Командир БЧ-5 начал работу с подшипником?

– Нет еще!

– Он что, ждет особого приглашения?

– Есть!

– Вот видишь, сделают сейчас тебе и подшипник. Все сделают. Но не сразу. А сразу ты мучиться будешь.

Командир зашел в каюту к командиру БЧ-5. Механик сидит у стола. На столе его рабочая тетрадь. При входе командира механик встает со своего места. Командир знаком показывает, что он может сидеть. Сам он садится рядом и говорит:

– Владимир Владимирович, а теперь расскажите, что там с подшипником.

Механик заметно нервничает, он чувствует, что командиру кажется, что механик что-то недоговаривает. Командир смотрит в пол.

– Ну? Так что там? – командир.

– Подшипник скольжения у нас установлен на валу.

– Я понимаю. Что с ним случилось?

– Сейчас, товарищ командир, расскажу. Подшипник состоит из двух вкладышей – верхнего и нижнего. Один скользит по другому. Для смазки подается масло. Масла должно быть не меньше и не больше – за этим следят.

– Так, и что?

– Поскольку мы эту лодку принимали за один день, то все охватить было невозможно.

– И что?

– Если масла не хватает, то подшипник начинает греться. На пульте выпадает сигнал о повышении температуры.

– И что потом?

– Потом на нижнем вкладыше у нас баббит – свинец, олово – и от температуры он плавится.

– И этот слой баббита вы собираетесь менять?

– Да. Для этого снижаем обороты, останавливаем линию вала, берем ее на ленточный тормоз и разбираем подшипник.

– Не меняем, а разбираем?

– Сейчас я расскажу.

– Хорошо, слушаю.

– Снимается верхний вкладыш, потом, проворачивая линию вала вручную, снимаем нижний вкладыш.

– А линию вала от провисания вы поддомкратите?

– Так точно! Раздвижными упорами.

– Хорошо, что потом?

– Потом зачищаем линию вала крупной наждачкой до зеркального блеска. Готовим поверхность.

– А вкладыши?

– Нижний я нагрею на камбузной плите. До этого шаберами сдираем баббит, зачищаем поверхность до блеска, одновременно с этим расплавляем новый баббит – у меня есть запас – и заливаем его на горячий вкладыш. Я все сделаю аккуратно.

– Что потом?

– Шлифуем и пробуем вставить подшипник на место.

– Пробуем?

– Все встанет как положено, товарищ командир.

Командир с сомнением посмотрел на командира БЧ-5:

– До базы дотянем?

– Должны.

– Должны или дотянем?

– Мы дойдем до базы, товарищ командир, а там уже подшипник доведем до ума.

– Пока он нас доведет до ума. Хорошо, делайте.

А в боевой рубке в это время – то «Право руля! Курс шестьдесят!», то «Лево руля! Курс тридцать!» – лодка мечется между сейнерами. – Давай, ласточка, давай! – шепчет начштаба, не отрываясь от перископа. – Эти суки, сейнеры, так и лезут! Так, понимаешь, и лезут! Суки!

В корме останавливается турбина правого борта.

– «Стоп, турбина!» Линию вала на ленточный тормоз!

Доклад командиру в центральный пост:

– Товарищ командир, «стоп, турбина», линия вала правого борта на ленточном тормозе!

– Есть!

В корме.

– Ну что, славяне, начали!

Осторожно снимается кожух, сливается масло. Подшипник весь в масле, горячий. Снимают верхний вкладыш. В отсеке много народу – командир БЧ-5, комдив, турбинисты. Командир БЧ-5:

– Кто готовит раздвижные упоры?

– Я!

– Чтоб заранее все было раскручено и подготовлено.

– Есть, все промерил.

– Проворачиваем, проворачиваем, не стоим!

Старшина команды хватает устройство для проворачивания линии вала вручную, приговаривая:

– Сейчас! Все будет в лучшем виде! Асланбек! – подзывает он матроса.

– Я!

– Иди сюда и смотри.

– Смотрю, тащ ка!

– Вот это устройство берем и бережно, Асланбек!

– Я!

– Бережно!

– Бережно, тащ ка!

– Вра-щщщаем! – лицо от напряжения багровеет. – Бережно!

– Бережно, тащ ка!

Все напряжены. Осторожно проворачивая линию вала, они снимают нижний вкладыш, приговаривая:

– Приварился, черт!

– Давай отверткой, помогай!

– Никак!

– Еще! Выколоткой! Помогай!

– Сейчас!

– Кувалду! Кувалдой!

– Сейчас!

Кувалдой, отверткой – всем миром – отодрали наконец нижний вкладыш.

– Есть! – радости нет конца, отодрали.

– Раздвижные упоры!

Раздвижные упоры мгновенно ставят под линию вала, чтоб не провисла.

Нижний вкладыш командир БЧ-5 почти торжественно несет на камбуз. А линию вала уже зачищают наждачкой.

– До блеска, Асланбек!

– До блеска, тащ ка!

– Мы еще с лодкой должны поработать, а она на связь не выходит. Центральный! – начштаба весь на нервах.






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *