Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал



К сожалению, наши принципы воспитания часто полностью построены на стереотипах, причем таких, которые с точки зрения психологии вообще не работают. И с точки зрения ведических наук они не работают. А мы усиленно пытаемся эти стереотипы пропихнуть детям.

 

Личный пример и воспитание

 

Ведическое воспитание можно выразить всего одним словом на санскрите – ачар. Это принцип воспитания детей личным примером. Потому что на самом деле дети просто копируют то, что делают родители, даже не задумываясь над этим. Дети не воспитываются лекциями, нотациями и тому подобными способами.

Все мы помним какие‑то истории из детства, когда родители нас долго отчитывали за неубранные постели и двойки в школе. И мы слушали их, испытывая ментальную тошноту, и в лучшем случае оставались равнодушными к их словам, а в худшем – делали все ровно наоборот. Но на самом деле мы просто копировали на тонком уровне поведение самих родителей.

Мама и папа являются очень сильным примером для ребенка. Даже если он думает: «Я не хочу быть похожим на своих родителей», на самом деле, вырастая, он становится их копией по привычкам и характеру. Именно поэтому девушкам рекомендую: «Хочешь узнать получше своего будущего мужа, знакомься с его родителями, смотри, как папа общается с мамой, и очень велика вероятность того, что в твоей жизни с ним будет так же».

То же самое рекомендую и парню: «Хочешь узнать лучше свою будущую жену, смотри на тещу. Скорей всего, твоя жена в дальнейшем станет именно такой».

Конечно, между детьми и родителями всегда будут какие‑то отличия, но костяк, основа остаются примерно одинаковыми, переходят по наследству из поколения в поколение.

Можно ли изменить подобное положение? Можно, но это достаточно сложно, потому что нам очень трудно ломать стереотипы воспитания, сложившиеся в семье. Поэтому надо знать самое важное правило для родителей.

 

Для воспитания детей нужно в первую очередь воспитывать самого себя.

 

Воспитывая себя, тем самым ты воспитываешь детей.

А по отношению к детям вообще прекрасно работает принцип: чем меньше воспитания, тем лучше. Пусть вообще не будет никакого воспитания, чем мы будем использовать неправильные модели.

На самом деле детей не надо воспитывать, их просто необходимо любить. Это не значит, что они должны расти как трава в поле. В понятие «любовь» необходимо вкладывать некие знания, надо уметь любить правильно.

Я как‑то общался с одной дамой, она говорит:

– Я очень люблю своего ребенка.

– И я своего люблю. А в чем выражается ваша любовь?

– Я все даю своему ребенку. У него самый лучший преподаватель по английскому языку, он ходит в самые лучшие кружки и секции.

– А сколько лет вашему ребенку?

– Два с половиной года.

– А зачем вашему ребенку в два с половиной года вот это все?

– Как это зачем? Он же должен быть готов к жизни.

Представьте, как этого несчастного ребенка перегрузили в два с половиной года. Даже правильные вещи могут быть не вовремя. Почему так происходит? Потому что мы просто не знаем, как правильно. И эта книга скорее даже не о воспитании, а о том, как правильно любить своих детей.

 

У каких родителей вырастают счастливые дети

 

Кто не хотел бы, чтобы их дети были адекватными и счастливыми? Но для того чтобы ваши дети были адекватными и счастливыми, вы сами должны быть адекватными и счастливыми.

 

Лучший способ сделать ребенка счастливым – стать счастливым самому.

 

Не может быть, чтобы у несчастных, депрессивных, предсуицидальных родителей выросли счастливые дети, которые живут в экстазе, постоянно испытывают радость, восхищаются цветочками и бабочками. Так не бывает.

При этом для нормального воспитания детей нужны двое адекватных родителей. Дети практически никогда не будут нормально, адекватно воспитаны, они будут ущербны эмоционально и психически, если у них нет адекватных родителей. Родители при этом могут быть живы‑здоровы и даже жить вместе, но если они неадекватны – нормального воспитания не получится.

Только у адекватных и любящих друг друга счастливых родителей получаются нормальные полноценные дети. Вы скажете, что у нас нет таких родителей. Так у нас и общество с придурью – и девочки с придурью, и мальчики с придурью.

Дети, которые видят адекватные роли мужчины и женщины в семье, воспитанные в счастливой семье, – это нормальные, спокойные, психически здоровые дети.

Поэтому я еще раз повторяю важнейший принцип ведического воспитания – для воспитания детей нужно в первую очередь воспитывать самого себя.

 

 

 

 

Три этапа воспитания детей

 

Согласно Ведам, существует три этапа воспитания детей. Впрочем, лучше не использовать слово воспитание. Я заменяю его на отношения.

И мы можем все три этапа проспать, а можем пропустить переход с одного этапа на другой. Как будто тебя перевели на другую работу, а ты не заметил. Ходишь туда по‑прежнему, что‑то делаешь, а все уже изменилось. Ты давно главный бухгалтер, но по привычке сторожишь офис, и все тебе крутят пальцем у виска – больной человек. К сожалению, в отношениях с детьми аналогичная ситуация случается очень часто.

Переход от одного этапа к другому – это всем печально известный «детский переходный период». Все мы знаем, что он существует, и в это время с детьми начинаются серьезные проблемы. Но у кого начинаются эти проблемы? У детей? Нет, у родителей, потому что они этого перехода с этапа на этап умудрились либо не заметить, либо проигнорировали. Какие же это этапы?

 

1 этап. От рождения до пяти лет. «Царь»

 

На этом этапе ребенок воспитывается как царь. Конечно, не в буквальном смысле, он не может вас казнить, брать с вас налоги и тому подобное. Однако кое‑что в его жизни должно быть действительно по‑царски. В этот период ребенок не должен слышать ничего такого, что не хотел бы услышать царь. Что царь больше всего не любит слышать? Слова «нет». Ребенок до пяти лет не понимает, почему «нет». Он не может анализировать, ему еще нечем это делать. Он не понимает, почему нельзя.

Если ему постоянно говорят: «Нельзя!» или «Как ты мог так поступить?», «Ты сделал плохо!», он это воспринимает удивительным и странным образом. Ребенок слышит: «Мама злая, а я плохой. Она меня не любит».

Это примерно то же самое, что постоянно критиковать женщину: «Ты опять сварила какую‑то гадость страшную. Это отрава, а не борщ! Посмотри сначала, как нормальные женщины борщ варят, и поучись у них! И вот это – не рис! Нет, это какая‑то липкая замазка для окон». Как вы думаете, после этого женщина скажет: «Да‑да, дорогой, конечно, я все сделала неправильно, совершила серьезные ошибки, сейчас проведу работу над ними, и все будет исправлено»? Способна ли женщина это сказать и именно так все воспринять? Нет, потому что это просто невозможно.






Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *